Александра Михайловна Кузнецова
Консультация для педагогов «Развитие любознательности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие любознательности у дошкольников.
Подготовила: учитель-дефектолог
Кузнецова Александра Михайловна
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие любознательности у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Любознательность — это проявление большого интереса к знаниям и наукам. Считается, что это качество очень помогает людям в течение всей жизни. Любознательный человек владеет огромным багажом знаний, которые, несомненно, помогают ему в различных жизненных ситуациях. Многие люди считают, что любознательность — это любопытство, однако на деле оказывается, что это два абсолютно разных понятия.
Любопытство имеет огромное количество отличий от любознательности. И хоть каждое из этих понятий в буквальном смысле означает интерес, цели в них преследуются разные. Любопытство основывается на интересе к чужой жизни, к сплетням и к различным обстоятельствам, которые никоим образом не помогают человеку в жизни. Стремление «всунуть нос» в чужие дела не может принести нечего полезного, а служит только неким развлечением. Мало кто любит любопытных людей, ведь их постоянный интерес может вызывать только раздражение.
А в свою очередь любознательность — это качество, которое развивает человека во многих сферах. Любознательные люди, как правило, пользуются популярностью и вызывают интерес у окружающих. Еще бы! Ведь с ними так увлекательно.
Наиболее любознательными можно назвать детей. Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом - что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.
Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно. Этот период времени получил название «почемучка». Вопрос «почему?» волнует детей в возрасте от 4 лет больше всего и говорит о таком качестве, как любознательность. Не стоит игнорировать речь маленького «почемучки», ведь он стремится к знаниям. Не получая ответы на свои вопросы, со временем малыш перестает их задавать и интересоваться чем-либо.
Известно, что характер закладывается с детства. Любознательность как качество также необходимо прививать с детства. Приучайте ребенка читать, смотреть познавательные программы и видео. Не ругайте за то, что он что-то разбирает или ломает. Узнать, как работает и устроен предмет, — это очень важно и интересно.
В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы.
Но в тоже время, без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено.
В чем проявляется недостаточное развитие любознательности. А проявляется оно в пассивности в познавательной деятельности, в не сформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могут носить неустойчивый характер, быстро угасать.
Любознательность детей обеспечивается посредством создания определенных условий. -O-?
1)Наличие внешних условий, помогающих получать новые впечатления в разных областях знаний, осуществлять ту или иную деятельность. Эти условия относятся к развивающей предметно-пространственной среде.
2)Накопление соответствующего опыта, в результате которого деятельность становится частично знакомой.
3)Создание положительного отношения к данной деятельности или к данному предмету, на основе которого формируется желание ребенка заниматься этой деятельностью, и формируются предпосылки развития интереса.
Для развития любознательности дошкольников, педагоги должны поставить перед собой следующие задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.
2. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации.
3. Создать серию развивающих и дидактических игр.
4. Использовать в работе задания творческого характера.
5. Широко использовать в работе такие методы обучения,как опытно-экспериментальная и проектная деятельность.
6. Организовать работу с родителями.
Предметно-пространственная среда– это естественная комфортабельная обстановку, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. ПРС способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
Для развития любознательности необходимо использование различных занимательных игр, упражнений, экспериментирований, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать любознательную потребность и познавательный интерес ребенка.
В работе с детьми необходимо стараться использовать разнообразные интересные формы и виды работы: экскурсии, наблюдения, творческие игры, встречи с интересными людьми, в результате чего каждый вид деятельности приносит свои положительные результаты.
Особый интерес у детей вызывает экспериментирование. Хочется обратить Ваше, что в ходе экспериментаторской необходимо стараться не давать детям сразу готовые знания, а лишь создавать проблемную ситуацию, решить которую ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт и овладеет при этом новыми знаниями и умениями.
Например, можно выращивать кристаллы, проращивать семена, проводить опыты с водой и т. д.
Отвечая на детские вопросы, мы не должны стремиться к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». (1000 и 1 ночь) Отвечая на вопрос ребенка, мы побуждаем его к новым размышлениям, наблюдениям.
Особое значение в любознательности детей необходимо предавать при работе с художественной литературой, знакомстве с книгой. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке должно быть много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Любознательность дети проявляют в художественно-эстетическом центре. В данном центре должен находиться материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Например: Дети с любопытством смешивают краски, рисуют солью, ватными палочками и т. д.
Так же важно вести работу с родителями, проводить консультации по теме развития любознательности, давать домашние задания.
Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка.
Семинар-практикум «Путешествие в сказочные миры»
Цель: обучение сказкотерапевтической игре «Сказочные существа».
Задачи:
• Исследовать значение сказок в собственной жизни
• Исследовать типологию сказок в дошкольной программе
• Поиграть в сказкотерапевтическую игру «Сказочные существа».
Материалы:свеча в безопасном подсвечнике, воздушные шары на каждого участника семинара, маркеры, литература со сказками.
Ход семинара:
Ведущий: Сегодня я бы хотела вместе с вами отправиться в сказочные миры. И я предлагаю начать его с зажжения свечи, чтобы это путешествие освещалось светом таинственности и тепла.
Я хочу рассказать вам притчу: «Один странствующий искатель истины, проделав долгий путь. Подошёл к огромному камню, на котором прочитал слова: «Переверни и читай». Приложив немалые усилия, ему удалось наконец перевернуть камень. И на обратной стороне он увидел новые слова: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»
Великий русский философ Ильин сказал: «Сказка- это сновидение, которое смотрит нация». Смысл этой притчи прозрачен: мы должны обратиться к всемизвестным истокам- сказкам, чтобы вспомнить и рассмотреть истину, которую мы давно знали и забыли.
Каждый человек, каждая семья, часто не осознавая того сама, живёт в своём сказочном пространстве. Мы все являемся героями этого сказочного пространства, которое получили ещё с далёкого детства. Иногда это очень для нас созидательно, иногда драматично, а иногда трагично.
Сегодня надеюсь каждый из вас пригласит и познакомит нас с тем сказочным пространством, в котором он, может сам того ещё не осознавая, живёт.
Итак, путешествие начинается. Сейчас закройте глаза и мысленно отвечайте на те вопросы, которые я буду вам задавать, только представляя в сознании ответы на них. ПО 15 секунд!
Кто в вашей жизни рассказывал вам сказки? Представьте себе этого человека. 15 секунд.
Какая у вас была любимая сказка детства? 15 секунд.
Представьте себе весь сюжет, сценарий этой сказки. 15 секунд.
На кого из героев этой сказки вы в детстве хотели бы быть похожими? 15 секунд.
По кругу каждому участнику передаётся свеча и он представляет нам своё сказочное пространство. Спасибо.
Ведущий: На сегодняшний день мы сами для наших воспитанников являемся рассказчиками и создаём сказочное пространство для них. Чтобы у нас это лучше получалось. Предлагаю поиграть вам в сказкотерапевтическую игру для создания своей сказки «Сказочные существа».
Вхождение в сказку: Далеко-далеко находится такое укромное место, окружённое горами со всех сторон. Там жили разные, непохожие друг на друга существа. Они дружили между собой и каждое из них было наделено каким-то своим особенным качеством. Но однажды случилась беда: по этой стране прошёлся страшный ураган. Ломались деревья, всё вокруг разрушалось. Ураган поднял вверх всех сказочных существ и унёс их в неизвестном направлении. Глубоко-глубоко в пещере остались яйца этих существ. Давайте каждый из вас подарит жизнь одному из этих сказочных существ.
Возьмите оболочку волшебных сосудов (не надутый воздушный шар) и вдохните в него жизнь (надуйте шар и завяжите его).
У каждого из вас появилось одно яйцо сказочного существа. Обнимите его. Почувствуйте его:
1. Какое оно?
2. Дайте им имя.
3. Для чего пришло в этот мир?
4. Что умеет?
5. Что любит?
6. Раскрасьте фломастерами своих сказочных существ.
Каждый по кругу представляем получившееся у него сказочное существо, рассказывает о нём.
Ведущий: Вывод: сегодня на семинаре вы познакомились с новыми техниками сказкотерапии, узнали о типах и функциях сказок, научились применять их на практике.
По кругу передаё тся свеча и участники дают ведущему обратную связь: что особенно понравилось, запомнилось и было самым ценным на семинаре?
Давайте я дам вам теоретический материал по типологии сказок и функциях сказок.
Типы сказок (с точки зрения цели) :
• Сказки, позволяющие получить знания, умения и навыки
• Сказки, связанные с брачной инициацией (добыть супруга)
• Волшебные (достижение результата, поиск чего-то)
• Назидательные сказки (как себя вести, что делать)
• Поучительные сказки (расписан план, как действовать, чтобы справиться с какой-то ситуацией)
• Авантюрные сказки (кого-то обхитрить, обмануть)
• Вторичные сказки (созданы на основе мифа о сотворении мира, об устройстве мира)
• Социальные сказки ( бытовые: построение социальных отношений)
• Легенды
• Новеллы
• Сказки-шутки.