Людмила Никулина
Развитие ловкости в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте идёт формирование двигательной активности. Как один из важнейших навыков физической активности выступает ловкость ребенка, как физическое качество. Гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Публикация «Развитие ловкости в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну, который дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Другие исследователи отмечают ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями быстро перестраивать деятельность в соответствии с изменяющейся деятельностью.
Критериями ловкости являются :
* координационная сложность двигательного задания;
точность выполнения задания (временная, пространственная, силовая);
время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
*проявление ловкости дошкольника в большей степени зависит от пластичности нервной системы, от способности отличать темп, амплитуду, направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие.
Базой для формирования ловкости у детей младшего дошкольного возраста является подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений.
Упражнения для формирования ловкости должны включать элементы новизны, и быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку для повышения координационной трудности и заинтересованности детей. Чаще формируя ловкость ребенка, используются соревновательный и игровой метод. Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх, так как там ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение быстро двигаться между предметами, проявлять инициативу, используя благоприятные моменты, с помощью ориентировки во времени и пространстве. Для формирования ловкости целесообразны задания с предметами различной формы и массы (флажки, мяч, кубики, кегли, косички и т. д.); ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий, метание, игры в мяч, прыжки, лазание; применение необычных исходных положений, быстрая смена положений, изменение скорости или темпа движений, совместные упражнения вдвоем или небольшими группами. Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч.
В системе физического воспитания игры с мячом также занимают значительное место на развитие данного качества. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Благоприятное влияние оказывают упражнения с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников.
Упражнения с мячом являются эффективным средством формирования ловкости, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Формирование ловкости – это важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования – в дошкольном возрасте. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие.
Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
Итак, ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Формирование ловкости происходит непосредственно в процессе освоения новых двигательных навыков.