Корсунова Наталья Михайловна
Развитие логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у дошкольников
Актуальность исследования.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, особенно актуальна.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников» размещена в разделах
Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление?
Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:
Анализ представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
Синтез взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
Абстракция одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.
В развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) к наглядно-образному (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов, а затем к словесно-логическому (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов). У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Это достаточно длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, что достигается уже к старшему дошкольному возрасту. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.
Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.
Примерные игры
«Будь внимательным»
Цель: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Например:
Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
«Отгадай по описанию».
Цели: развивать мышление.
Например:
• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
• Дикое животное, живет в лесу, с пушистым хвостом. (Лиса
• Домашнее животное, любит рыбку, ловит мышей (Кот.)
• Фрукт с желтой кожурой, продолговатой формы (Банан.)
«Собери бусы» (построй поезд)
Цель: на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Например: детям сначала даются фигуры или кубики двух цветов. Воспитатель показывает как чередуются предметы (по форме, по цвету, по величине). Ребенок должен самостоятельно продолжить ряд. Постепенно игра усложняется, добавляются цвета или увеличивается количество предметов.
«Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Например: перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .
«Закрой лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Например: перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком или зачеркнуть (раскрасить)
«Любимая еда»
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Например: подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
«Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Например: воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.