Анастасия Тюрина
Развитие логического мышления у детей 4–6 лет в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у детей 4-6 лет в домашних условиях
Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но требуются некоторые дополнения
Публикация «Развитие логического мышления у детей 4–6 лет в домашних условиях» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Познавательная активность ребенка напрямую зависит от общения с взрослыми при помощи игровой деятельности. В результате такого взаимодействия родители и педагоги формируют у ребенка желание учиться, а так же передают свое отношение к этому процессу. Именно взрослый направляет ребенка к мотивации любой цели, наполняет жизнь ребенка познавательной деятельностью.
.Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т. д., так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Саше, он тебе охотно поможет» и т. п. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.
Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты, в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми) и др.
Используйте соответствующую лексику, поддерживающие, действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «Не знаю, что так получилось!», «В следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой!», «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что любить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты - взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть; поступком - пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.
Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь.», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание писем благодарности друг другу.
Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. После окончания или месяца, или недели, или дня письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.
Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им выдавать билеты на спектакль, заводить колонну детей в зал.
Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом.
Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т. д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.
Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.
Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.
При проведении игрового обучения очень важно наличие коммуникации между преподавателем и учеником. Например, многие дети испытывают трудности, связанные с пересказом определённого текста. При длительном составлении рассказа малыши быстро теряют интерес к такому занятию. Чтобы этого не произошло, воспитатель может обыграть ситуацию в виде игры с предметными картинками. Детям будет намного интереснее извлекать по очереди красочную картинку и рассказывать, что на ней изображено.
Рисование, как игровой метод, позволяет ребенку проявить не только воображение, но и закрепить память, внимание. Ребенок в процессе рисования снимает свое эмоциональное напряжение, так же закрепляет название геометрических фигур, цвета.
Так же рассматривать окружающие объекты и природу они могут через видоискатель воображаемого фотоаппарата. Такие занятия хорошо развивают память, мышление и творческие способности.
В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. В игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.
К сожалению, не все дети быстро включаются в процесс обучения. Многие дети среднего дошкольного возраста нуждаются во внешнем педагогическом воздействии на мотивационную сферу. В этом случае необходимо проводить определенные тренировочные задания с детьми для целенаправленного побуждения к действию.
Стоит отметить, что обучение в этом случае должно проходить в тесном сотрудничестве педагога и родителей. Родители, в свою очередь, должны всячески поддерживать своего ребенка и верить в его силы, тем самым подталкивать его к действиям. Так же нельзя торопиться с выводами, каждый ребенок индивидуален.
Существует так же и ряд внутренних психологических проблем ребенка, которые тормозят процесс обучения и развития ребенка. Можно выделить несколько проблем:
1. Страх. Детям страшно отвечать на вопросы педагога, они боятся неодобрения взрослого в случае неправильного ответа, или насмешки со стороны сверстников. Для ребенка дошкольного возраста слово «неправильно» звучит как приговор. Дети замыкаются в себе и не хотят посещать детский сад. Для родителей и педагога нужна правильно выбранная тактика. Даже если малыш ошибся, необходимо направить его в нужную сторону при помощи наводящего вопроса, а затем обязательно похвалить за исправление ошибки. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку. Всегда на первом месте должны быть интересы ребенка. Если проблемы с походом в сад связанны с боязнью воспитателя, необходимо с ним поговорить, объяснить, как ребенок реагирует на его замечание.
2. Ребенок не может объяснить, что именно ему мешает.
Если вы приходите в детский сад и видите, что у вашего ребенка самый неаккуратный рисунок, или неправильной формы лепка-это тревожный знак, значит ребенок либо не сосредоточен и что – то мешает ему сориентироваться, либо он находится в напряжении или испуган. В такой ситуации следует поговорить с воспитателем или психологом, возможна проблема кроется именно в психологическом настрое ребенка.
3. Плохие отношения со сверстниками в группе.
Это самая распространенная причина нежелания посещать ДОУ. Ребенку просто не с кем играть. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, не доволен своим положением в группе? Может, у него возник конфликт с конкретным ребенком? Или его угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Избегайте советов типа: «А ты дай ему сдачи!». Любой конфликт можно решить цивилизованно. Каждый день необходимо учить ребенка не только считать писать, но и развивать в нем толерантные отношения, развивать в нем устойчивость к стрессу и психологической адаптации, самозащите. Пусть он больше общается с детьми, учиться считаться с чужим мнением, с юмором относиться к своим недостаткам. Тогда в дальнейшем он избежит многих проблем и неприятностей.
4. Незаинтересованнсть в учебе.
Нельзя заставить человека делать хорошо то, что ему не по душе. А маленькому ребенку без заинтересованности вообще не возможно. Для того чтобы процесс обучения стал наиболее увлекательным родителям и педагогам необходимо начинать свое занятие с наиболее интересной темы. Например, ребенок увлекается машинами. В этом случае для развития математических навыков необходимо посчитать машинки, для развития логики необходимо сравнить две игрушки, для развития творческих способностей слепить или нарисовать понравившуюся модель с ребенком. Основное правило: не заставлять ребенка делать то, что он не хочет.
5. Плохое здоровье - одна из причин неуспеваемости.
Хронически заболевание, утомляемость, снижение слуха и зрения, задержка психического и речевого развития-все это является причиной детской неуспеваемости. Ребенок среднего дошкольного возраста с физиологической точки зрения еще далеко не совершенен, он нуждается в хорошем сбалансированном питании, в режиме сна и отдыха, а так же в регулярных прогулках. Умственные нагрузки должны быть согласно возрастной группе, а так же с учетом индивидуальных качеств каждого малыша. Неотъемлемой частью усвоения нового материала являются занятия физкультурой и прогулки. В результате их проведения мозг ребенка насыщается кислородом, а так же переключается с одного рода деятельности на другую.
Улучшить состояние ребенка при утомляемости помогут: световой день, белый снег, бег на лыжах, катание на санках, плавание, хорошо проветриваемые помещения, смена деятельности, ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев.
Полезны дыхательные упражнения, тонизирующие процедуры (контрастный душ, массаж воротниковой зоны, массажные стельки (непродолжительно, 2 сеанса массажа в год, также никогда не помешают консультации психолога.
Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Однако если начинаются проблемы, большую часть их родители склонны описывать емким словом «лень».
Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют, прежде всего, школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем, так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.
Когда ребенок начинает посещать первый класс школы, родители хотят чтобы их ребенок научился быстро читать, считать и писать. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. Виной всему этому не достаточное внимания к развитию логического мышления в дошкольном возрасте.
Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:
1. Способный, но ленивый.
Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в ДОУ, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что среди сверстников своей группы он самый эрудированный. Для ребенка его группа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся в дальнейшем в школе посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки.
Социально ориентированный.
Это ребенок совсем другого склада. Этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он плачет при неправильном ответе, замыкается в себе, если это происходит периодически. Став школьником, он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.
Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.
В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.
Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение «ленивые» подходит в наибольшей степени.
Дети, которым ничего не нужно.
Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия : любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.
Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.
Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Если заставлять малыша насильно что – то делать то нежелание может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный стимул тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни.
Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности:
1. Нельзя допускать незаинтересованности при занятии с ребенком. Если ребенку интересно, он с удовольствием впитывает больше информации. Мотивация интересом развивает творческую личность, дает удовлетворенность от обучения. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
2. Не бойтесь повторять занятие несколько раз, развитие умственных способностей требует повторения и запоминания. Если какое-то упражнение не дается ребенку, сделайте небольшую паузу, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не делайте поспешных выводов, не все дается сразу. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
4. Не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет, устал или расстроен. В занятиях с ребенком нужна мера. Определите пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
5. Хвалите ребенка при любом положительном продвижении. В случае неудачи избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
6. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
7. Помогите ребенку научиться:
- сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- описывать различные свойства окружающих его предметов.
- узнавать предметы по заданным признакам.
- разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- находить противоположные по значению понятия.
- определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
8. Непренебрегайте играми.
Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство.
Их можно разделить на несколько групп:
- речевые игры - направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в слова», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
- графические - разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
- математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
- интерактивные игры, которые устанавливаются на гаджеты.
Примерный набор игр на развитие логического мышления для детей 4-5 лет. 1.
«Разложи предметы».
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов, различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
2.«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
1. «Назови одним словом»
Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.
Задание — ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.
Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.
Примеры:
«Шкаф, комод, диван, стул» — мебель.
«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» — транспорт.
«Анна, Елена, Мария, Ольга» — женские имена.
4.«Ассоциация»
Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.
Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».
Примеры:
Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).
Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).
Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).
5.«Отгадай-ка!»
Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»
Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор, или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).
2. «Кто где живёт?»
Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.
Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.
Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.
Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»
Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.
7. Задачки-шутки
Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.
1. Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
2. Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
3. На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
4. В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3). Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.