Светлана Лазебная
Развитие логического мышления детей с помощью дидактических игр
▼ Скачать
По видам дидактические игры с математическим содержанием, развивающие логическое мышление дошкольников, можно разделить на:
настольно-печатные; игры с предметами; словесные игры; занимательные игровые задания-упражнения.
Публикация «Развитие логического мышления детей с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По содержанию развивающих задач игры можно разделить на игры, которые позволяют обучать детей умению : упорядочивать предметы по определенным признакам; сравнивать свойства и качества объектов; анализировать, классифицировать и обобщать; зрительно расчленять целое на составные части.
Все используемые в работе с дошкольниками дидактические игры носят развивающий характер. Основные принципы развития логического мышления детей : сознательности (обучение осознанное, немеханическое);
активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (точный порядок прохождения материала);
системности (все знания детей в конечном итоге должны быть представлены в определённой системе); посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию); наглядности.
Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка и выводили его на новый понятийный уровень, в основу должны ложиться следующие организационные требования: дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр.
Итоговая задача каждой представленной игры складывается из трё х: игровой, дидактической и развивающей, за счет чего обеспечивается эффективность игр. Познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а опосредованно, через игровую.
Старшие дошкольники уже знакомы с различными характеристиками предметов. Ставится задача по обучению детей умению упорядочивать предметы по определенным признакам. С этой целью проводятся игры на упорядочивание предметов сначала по одному признаку, затем, сразу по нескольким – игры «Заполни квадрат», «Фабрика». В этих играх дети упражняются в упорядочивании предметов сначала по цвету, по форме, а затем сразу и по цвету, и по форме.
Овладению признаками предметов способствуют игры на выявление и абстрагирование свойств. Игры и упражнения этой группы помогают развивать у детей умения выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, величину, толщину, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получают самые первые представления о замещении свойств знаками-символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий, приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. С детьми организуются игры «Строительство дорог», «Две дорожки», «Новоселье сказочных героев» и др. После того, как дети приобретают навыки выявления и абстрагирования свойств, необходимо развивать у них умения сравнивать предметы и качества предметов по одному, двум, трем свойствам, видеть в них общее и различное. Такие игры, как «Сравни и заполни», «Заполни пустые клетки», «Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Поймай тройку» и др. помогают ребенку овладевать умением сравнивать в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие объекты.
Постепенно нужно переходить к обучению детей анализу, классификации, обобщению. Игры этой группы развивают у дошкольников умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом, сначала малыши осваивают умения анализировать, классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, затем - по самостоятельно выделенным. При организации таких игр, как «Кто потерялся7», «Где чей гараж?», «У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок?», «Что растет на дереве?» и др. дошкольники постепенно переходят от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.
Обучению детей логически действовать и оперировать свойствами и отношениями помогают дидактические игры типа «Правила движения», «Игра с тремя обручами», «Угадай-ка!», «Чудо-мешочек», «Прогулка по лесу», «Где спрятался Джерри?», «Раздели блоки» и др. Эти игры упражняют детей в умении разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивают умения производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания и осуществлять словесный анализ признаков объекта, формируют умения находить объект по признакам (по представлению, описанию).
Математические игры по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур используются с давних времен. Наиболее популярные из них – «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
Для составления плоскостных фигур по образцу необходимо не только знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.
Обучение детей играм происходит поэтапно. Можно выделить 3 основных этапа работы с элементами каждой игры: составление предметных фигур по элементному изображению; составление предметных фигур по частичному элементному изображению; составление фигур по контурному или силуэтному образцу. Очень нравятся детям задачи-шутки с математическим содержанием. Детей привлекает в них занимательность, юмор, содержание (почти все задачи - о детях). Например, детям предлагается решить такие задачи: «Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?»,
или «Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?». Такие задачки не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Игровые задания и упражнения, задачи-шутки с математическим содержанием способствуют формированию у дошкольников умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, развивают умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.