Ольга Русина
Развитие личности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС
Дети дошкольного возраста – это прирожденные исследователи, это подтверждается их любознательностью, постоянным стремлением к новым экспериментам, желанием находить выход из любой проблемной ситуации. Задача педагога – создать условия для развития познавательной деятельности детей, а не пресекать ее.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности детей, мы имеем в виду их активность, направленную на понимание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, а также их систематизацию и упорядочение.
Публикация «Развитие личности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность ребенка выделяется в отдельный вид его деятельности со своими целями и задачами: понимание устройства вещей, получение новых знаний о мире. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и вербального исследования вопросов, например, «зачем?», «почему?», «как?».
Существует много путей развития потенциала личности у дошкольников, но собственная исследовательская деятельность ребенка – самый эффективный из существующих.
Рассмотрим этапы познания окружающей среды с точки зрения личностного развития ребенка более подробно.
Первый этап – это проявление любопытства.
Второй этап – это увеличение осмысленности окружающего мира. Ребенок начинает выявлять значимые для них объекты окружающего мира; несовпадение результатов такой деятельности с прежними представлениями о тех или иных явлениях дает толчок мышлению, любознательности, исследовательской деятельности.
Третий этап – наглядно-образное мышление и воображение; с их помощью дошкольники усваивают обобщенные знания о предметах и явлениях, изучают заинтересовавшие их объекты, обобщают собственный опыт, устанавливают связи и отношения различных явлений.
Четвертый этап – удовлетворение исследовательской деятельности. Используя свои способности ребенок нацеливается на результат, достижение которого приводит к чувству удовлетворения. Таким образом, у дошкольника формируется способность вероятностного прогнозирования.
На пятом этапе доминирующим мотивом деятельности является познавательный мотив, а не практический, то есть ребенок выполняет то или иное действие, потому что ему это интересно, а не потому что ему важен результат.