Наталья Добрынина
Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов Росси» Д. А. Медведев
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Во многих психолого-педагогических исследованиях подтверждается, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности. Сегодня, как никогда назрел вопрос актуальности приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Мы воспитатели детского сада, ведем каждодневную работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитанию любви к малой родине, знакомству детей с историей, культурой, костюмами, играми, традициями и обычаями, праздниками, народностями родного края. Ведь именно в детском саду формируется самосознание и закладываются первые представления о себе, образуются условные формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Публикация «Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Наш детский сад участвует в региональном проекте «Дошкольник Белогорья» («Создание региональной системы личности развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»). Цель этого проекта обеспечение познавательного развития дошкольников на основе традиций Белгородской области, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Задачи проекта - приобщение к традициям Белгородского края, традициям семьи, формирование чувства патриотизма, толерантного отношения к людям населяющим нашу многонациональную Белгородскую область, приобщение к изучению родного края, воспитание к бережного отношения к природе и результатам труда людей. Изучая традиции мы формируем у дошкольников интерес к родному краю. Ведь наши традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Это наши обычаи, обряды, идеи, нормы поведения. Основными элементами русской народной культуры являются ритуалы. Дословно переводя с латинского – обряд (система действий со строго установленным порядком). Ритуал имеет важное значение в жизни каждого человека, в том числе и дошкольника. Мы используем утренние и вечерние ритуалы. Утренний выполняет эмоциональные функции, мы с детьми берёмся за руки, здороваемся, улыбаемся, желаем доброго утра. Получаем эмоциональный настрой, позитив на целый день. Обговариваем тему, событие дня. Вечерний ритуал помогает подвести итоги, помериться, проанализировать ошибки и главное их принять. С начало всё это вызывало трудности, постепенно это вызвало интерес, а сейчас не только с удовольствием выполняют, но и вносят свои новшества. Такой ритуал помогает в организации образовательного процесса, дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными способными к сотрудничеству. А кукла Белгородочка помогает во всех начинаниях. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании актуальных образовательных программ. По проекту «Дошкольник Белогорья» разработаны дополнительные программы по всем областям с учетом особенностей возраста. В дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычаи и традиции, не стеснялись народных костюмов и праздников. В группах сформированы патриотические уголки к (в различной сменной наполняемости с учетом возраста детей, времени года, изучаемой темы и т. д., но у нас они дополнены куклами в национальных костюмах. На базе ДОУ есть мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта (или их имитация, национальный костюм, примеры рукоделия или изделия популярных ремесел края. И конечно ценными являются мероприятия, организованные совместно с родителями, т. к. на семейных посиделках родители делятся своими традициями и умениями, есть возможность погрузиться в прошлое наших предков. Такие мероприятия приносят большую пользу в воспитании будущего поколения. Ведь наш Белгородский край очень богат традициями.
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима и очень интересна. Давая детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Так же формируем чувства причастности к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!