Людмила Лютова
Развитие лексики у детей дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методика организации дидактических игр
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
Темочки:
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят :
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов (речь, память, внимание, мышление);
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть;
- определение количество играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого логопеда: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей : обобщение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.
Проведение дидактических игр включает :
- ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правила игры. При этом логопед обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на
четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого логопед учит
детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном
случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли логопеда в игре;
- подведение итогов игры.
Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры - загадки, игры на противопоставления, на классификацию и другие. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучения детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствует подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Словесные игры можно объединить в четыре группы:
1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений;
2. игры, используемые для развития у детей умение сравнивать, делать правильные умозаключения;
3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам;
4. игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора.
Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в логопедической работе посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игровых приемов по преодолению речевых нарушений. Проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.