Анастасия Бородина
Развитие креативности у старших‚ дошкольников посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается проблема развития креативности старших дошкольников посредством театрализованных игр, которая понимается как условие развития креативности, ставится вопрос о сходстве и различии театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Развитие креативности у старших‚ дошкольников посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В современных психолого-педагогических исследованиях исходят из тезиса о том, что изучать личностное развитие ребенка целесообразно в его тесном взаимодействии с взрослым. Театрализованные игры - это игры, в которых такое взаимодействие весьма заметно. В театрализованных играх очень важна взаимная координация взрослого и ребенка, при которой ребенок в наибольшей мере может проявить игровое творчество. Игровое творчество старших дошкольников — обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования проблемы развития креативности посредством театрализованных игр и выявления тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым такая игра формирует креативность и оказывает на ребенка значимое социализирующее влияние.
«Креативность» и «социализация» в контексте развития старших дошкольников являются взаимосвязанными понятиями. Ведь у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский). Становление и развитие креативности многие исследователи считают основным направлением развития личности, а успешность реальной социализации дошкольника зависящим от того, насколько взрослый осознает необходимость собственного участия в развития творчества ребенка, частности в театрализованной игре. Театрализованная игра, содержание которой и организация построена на высказанных выше позициях создает условия реализации "личностно ориентированного" подхода, в рамках которого театрализованная игра старших дошкольников является не столько подготовкой к взрослой жизни, сколько реальным творческим приобретением социального опыта.
Творчество в игре проявляется в способности к замыслу, его реализации. Оно проявляется в создании сюжета, в участии в преобразовании сюжета в некоторый сценарий, пусть и не написанный, в распределении и проигрывании ролей. И хотя проблема развития креативности в театрализованной игре представлена в психолог о-педагогических исследованиях, остаются не выясненными многие вопросы как теоретического, так и практического характера.
В психолого-педагогической литературе недостаточно разграничены понятия «театрализованная игра» и «сюжетно-ролевая игра». Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила). В театрализованной игре креативность ребенка проявляется в том, что оп передает свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и их заместители. Одни авторы видят различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. Подчеркивается также, что в сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка. Но является ли подготовка и постановка спектакля игрой?
Дальнейшего изучения требует также вопрос об особенностях педагогического руководства театрализованной игрой в целях развития креативности. В практике организации театрализованных игр часто допускаются две крайности: игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется и из игры превращается в плановую подготовку спектакля по заданию и под строгим руководством воспитателя.
Для того, чтобы театрализованная игра способствовала развитию креативности, необходимо выполнение ряда условий, например, тех, которые сформулированы в работе Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» (М., 1991). Перечислим их в свободном изложении. Развитие креативности старших дошкольников в театрализованной игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия: 1) создана эмоционально благополучная атмосфера в группе; 2) гарантированно обеспечена свобода и самостоятельность в игре каждого ребенка при обязательном педагогическом руководстве воспитателя: 3) в процессе театрализованной игры воспитателем обязательно проводится специальная работа по развитию креативности.