Оксана Лопатина
Развитие креативного мышления у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнитель:
Лопатина О. А., студентка
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический
колледж», г. Ревда,
Специальность «Преподавание
в начальных классах», 4 курс
Руководитель:
Коровина Н. А. ,
преподаватель ВКК
Публикация «Развитие креативного мышления у младших школьников в процессе внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) ставит новые цели и новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО). Одним из требований ФГОС НОО является развитие личности младшего школьника.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт предъявляет конкретные формулировки видов деятельности, которыми учащийся должен владеть по окончании ступени начального общего образования. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности младшего школьного возраста.
Проблема развития креативного мышления рассматривалась с разных сторон и в рамках различных концепций, как креативное и как творческое. Так Г. С. Альтшуллер, И. П. Волков и другие рассматривают творческое мышление, которое определяют через деятельностные критерии и критерии достижений; Н. С. Лейтес, В. Штерн и др. рассматривали творческое мышление как особый вид одаренности. Творческое мышление в контексте проблемы креативности представлено в трудах В. Н. Дружинина, Е. К. Лютовой, Т. А. Барышевой, Е. П. Ильина. Творческое мышление в контексте проблемы одаренности представлено в трудах Б. М. Теплова, В. Н. Дружинина, А. М. Матюшкина и других. Проблема развития креативного мышления школьников рассмотрена через методы оптимизации процесса обучения (Ю. К. Бабанский, мышление педагога как условие успешного развития креативного мышления ребенка (Т. Щербакова, А. С. Турчин, условия развития креативности в учебно-воспитательном процессе (О. А. Халифаева).
На наш взгляд развивать креативное мышление младшего школьника можно, использовав различные педагогические методы и приемы. Следовательно, можно отметить выявленное противоречие между развитие креативного мышления младшего школьника и недостаточным созданием оптимальных условий для развития определенных универсальных учебных действий, необходимых для этого.
При всем разнообразии определений креативного мышления (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т. д.) его суммарная характеристика заключается в том, что креативное мышление – это способность создавать нечто новое, оригинальное.
Взгляды на природу этого понятия изменялись: если вначале оно понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии его стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
Для рациональной организации учебного процесса нами были рассмотрены педагогические условия развития креативного мышления, сформулированные В. Н. Дружининым, Е. Е. Туником:
1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников :
1) гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;
3) общности интеллектуальных интересов членов семьи;
4) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.
2. Педагогические условия развития креативного мышления в школе :
1) приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативного мышления;
2) доверительные отношения в классе;
3) разрешение и поощрение множества вопросов;
4) стимулирование ответственности и независимости;
5) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
6) социальное подкрепление творческого поведения.
Все вышеперечисленные факторы очень важны при организации креативной деятельности учащихся в процессе не только внеурочной деятельности, но и на различных уроках.
При разработке занятий по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности нужно учитывать также такие особенности младшего школьника, как интерес к рисованию, сказке, игре.
Большая роль в развитии креативного мышления принадлежит творческим играм. Творческие игры не имеют правил. В них происходит раскрепощение ребенка, эмоциональная разрядка. Отсутствие четких правил предоставляет возможности для творческого саморазвития и применения импровизации.
Мы предлагаем следующие педагогические методы и приемы развития креативного мышления.
1. Метод «Мозговой штурм» - оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки.
Цель - получение максимального количества самых разных идей.
2. Метод «Шести шляп» - метод, основанный на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса : сбора информации, генерации идей, анализа идей, поиска ресурсов для воплощения идей.
Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление.
3. «Метод каталога».
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий) и т. д.
Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.
Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.
4. Метод «Морфологический анализ».
Цель морфологического анализа - наметить пути развития проблемы или предмета, описать все потенциально возможные решения данной задачи (построить поле возможных решений).
Относится к логическим методам поиска новых идей и решений. Суть метода заключается в составлении таблицы. По вертикали, в столбцы таблицы, записываются выделенные существенные признаки проблемы или нового объекта. По горизонтали, в строку каждого признака, записываются все возможные варианты его выполнения. Таким образом, любой новый объект можно создать, просто «составив» из заданных параметров, выбрав для каждого из них любой вариант. Конечно, не все созданные таким образом «объекты» будут работоспособны или интересны, однако существует несколько алгоритмов оптимизации таблиц с тем, чтобы поиск нужного и эффективного варианта был достаточно быстрым.
5. Теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) - это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.
Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
6. Метод «Ментальные карты» представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».
Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.
Таким образом, используя данные педагогические методы и создавая все условия для развития креативного мышления в процессе внеурочной деятельности, можно достичь эффективности в формировании у учащихся оригинальности идей, индивидуальности каждого учащегося, а также нестандартного мышления, развитие способности применять определенные знания в разных сферах жизни.