Михаил Иванов
Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием
Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг, наряду с традиционными, появился целый ряд новых направлений. Одним из них стало преподавание боевых искусств в образовательных учреждениях. При этом необходимо отметить значительное снижение, в последние годы, уровня физической подготовленности детей, что существенно осложняет усвоение ими учебного материала. В особенности это касается обучения различным сложно-координированным движениям, характерным для спортивных единоборств и традиционных боевых искусств.
Публикация «Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В том числе, это относится и к овладению детьми спортивно-прикладного фехтования – нового направления единоборств, представляющее собой условный поединок на безопасных имитаторах оружия (палки, меча и т. п., регламентированный правилами соревнований.
Для решения этой проблемы был создан комплекс упражнений с короткими (50 -70 см) гимнастическими палками. В основу этого комплекса легли технические элементы спортивно-прикладного фехтования и филиппинских боевых искусств.
Особенностями упражнений, которые можно считать координационными являются :
— необходимость проявления точности, быстроты, рациональности и двигательной находчивости;
— наличие элементов новизны и необычности;
— изменения привычных двигательных стереотипов;
— наличие непривычных сочетаний движений;
— выполнение упражнений в изменяющихся условиях.
Подготовительные упражнения с одной и двумя палками
1) Палки в прямом хвате – одновременные и попеременные махи в вертикальной и горизонтальной плоскости.
2) Хват за середину палки – кистевые вращения вправо-влево при различных положениях рук (в стороны, в верх, вперед, выпрямленные в локтях, согнутые в локтях и т. д.).
3) Палки в прямом хвате – вращения по траектории «горизонтальная восьмерка» перед собой (одна палка, две палки параллельно, две палки последовательно, две палки навстречу друг другу). Сверху-вниз и снизу-вверх.
4) Прямой хват палки – кистевые вращения вперед и назад.
5) Балансирование палкой, поставленной на ладонь (на кончики пальцев). То же с двумя палками.
6) Хват за середину палки, вращение пальцами вправо и влево. То же двумя палками – однонаправленные и разнонаправленный вращения.
7) Большие, малые и средние круги одной и двумя руками, одновременные, последовательные, поочередные в различных плоскостях и из различных исходных положений; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами.
8) Малые и средние круги вверху, внизу, внутрь и наружу, перед и за рукой, под ногой, за головой, перед корпусом и за ним в различных плоскостях и из различных исходных положений; то же в сочетании с шагами и поворотами.
9) Различные сочетания больших, малых и средних кругов.
10) Двух- и трехтактная мельница.
Координационные упражнения с двумя палками
1) Палки в двух руках прямым хватом, руки у плеч. Поочередные «удары» правой и левой рукой по различным уровням – верх, верх, низ, низ. По мере усвоения упражнения, можно вводить другие, более сложные, схемы.
2) Палки в двух руках прямым хватом, руки у плеч. Правой рукой обозначаем «удар» палкой на верхнем уровне, отводим руку к левому плечу и обозначаем «удар» палкой на нижнем уровне. Возвращаем руку к правому плечу и повторяем движения левой рукой.
3) То же, но возврат одной палки к плечу совпадает с «ударом» другой палкой по верхнему уровню.
4) Палки в двух руках прямым хватом, руки у плеч. Правой рукой обозначаем «удар» палкой на верхнем уровне, отводим руку к левому плечу и обозначаем «удар» палкой на нижнем уровне, снова отводим руку к левому плечу и обозначаем «удар» по верхнему уровню. Возвращаем руку к правому плечу и повторяем движения левой рукой.
5). Палки в двух руках прямым хватом, руки у плеч. Правой рукой обозначаем «удар» по верхнему уровню и отводим палку к левому боку. Левой рукой обозначаем «удар» по верхнему уровню и отводим палку к правому плечу. Правой рукой обозначаем «удар» по нижнему уровню и отводим палку к правому плечу. Левой рукой обозначаем «удар» по нижнему уровню и отводим ее к левому плечу. По мере освоения упражнения, следует переходить к слитному выполнению – каждый следующий «удар» наносится в момент отвода другой руки к телу.
Следующий цикл можно начинать с правой руки, тогда выполнение будет непрерывным, а можно с левой, тогда между циклами будет пауза, необходимая для отвода руки к плечу после четвертого «удара».
6) Выполнение всех упражнений в шагах вперед и назад.
7) Выполнение всех упражнений в передвижениях по различным фигурам – круг, квадрат, треугольник (лицом в сторону центра фигуры и лицом в одну сторону).
8) Выполнение комбинаций двух и более упражнений последовательно – на месте и в передвижениях.
9) Выполнение упражнений в парах симметрично, «удары» выполняются навстречу друг другу:
— без палок, в виде хлопков ладонь в ладонь («ладушки»);
— с палками, «в стук» — палка в палку (для детей, в достаточной степени контролирующих свои движения).
10) Выполнение упражнений в парах. Один партнер выполняет стандартные комбинации, другой работает в манере «зеркало», встречая правую руку (палку) партнера своей левой рукой (палкой) и наоборот. Усложненным вариантом этого задания являются упражнения, кода один партнер выполняет стандартные комбинации, а другой встречает его движения, делая свои либо все наружу, либо все внутрь.
В дальнейшем можно переходить к более сложным движениям, в которых перечисленные упражнения комбинируются с вращениями, махами, различными схемами перемещения, выполняются одновременно или последовательно тремя, или более партнерами.
Предлагаемый комплекс упражнений позволяет постепенно подвести учеников к изучению сложно-координационных действий, характерных для ряда традиционных и современных боевых искусств.
Литература:
1. Иванов М. К. Филиппинские боевые искусства – система единоборства и целостного движения/ Материалы I Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития искусств движения», Бюллетень № 1 (33) – М. : ЦТС «Динамо», 2004
2. Иванов М. К. Начальное обучение спортивному арнис. Методическое пособие \ М. К. Иванов. - [б. м. ] : Издательские решения, 2018. – 66 с. : ил
3. Иванов М. К. Упрощенный комплекс базовых элементов техники «Соло Бастон» для обучения детей. Материалы I Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития искусств движения» // Бюллетень «Спортивные танцы». — 2004 — № 4 (36)45.
4. Карпова Н. А. Совершенствование координационных способностей детей 7-8 лет : автореф. … дис. канд. пед. наук/Карпова Н. А. – Омск, 1997
5. Развитие координационных способностей детей при помощи упражнений с использованием гимнастических палок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kids.combat-arnis.ru/archives/261 (Дата обращения 25.06.2017)
6. Садовски Ежи Теоретико-методические основы тренировки и контроля координационных способностей в восточных единоборствах: автореф. … дис. канд. пед. наук/Садовски Е. – Варшава, 2000
7. Тышлер Д. А., Мовшович А. Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков. — М. : Академический проект, 2007