Светлана Пашкова
Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье освещается опыт работы воспитателя МДОУ «Оредежский детский сад» по внедрению парциальной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». Рассматриваются понятия: конструирование, конструктивная деятельность, конструктивное и техническое творчество. Освещаются условия успешного внедрения Программы, приводятся примеры из опыта работы.
Публикация «Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы „От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Ключевые слова: педагогическая инновация, Ф. Фрёбель, «Дары Фрёбеля», конструирование, техническое творчество.
Одной из характеристик современного мира является проникновение инноваций и технологий во все сферы жизни и деятельности. И поэтому обществу все больше и больше нужны люди, которые будут способны не только пользоваться техникой и технологиями, но и вносить нечто новое, нестандартно решать возникающие проблемы и задачи. И закладываться новые знания должны уже с раннего детства.
Современные дети, живя в эпоху развития информационно-коммуникационных технологий, компьютеризации и роботостроения, с ранних дней сталкиваются с огромных числом гаджетов и новых технологий. И, учитывая современные тенденции, должны уметь пользоваться всем этим чуть ли не с первых дней жизни. Как бы мы не хотели, чтобы дети не играли в компьютер, не пользовались планшетами и сотовыми телефонами, мы не в состоянии остановить технический прогресс, а значит, и процесс обучения, даже в условиях непосредственно образовательной деятельности в детской дошкольной организации, должен проходить с учетом современных тенденций, то есть – готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими интеллектуальными способностями и возможностями. Именно в них остро нуждается наше государство. И начинать готовить будущих специалистов и инженеров необходимо готовить не в вузах, а уже с момента поступления в дошкольную образовательную организацию.
Нужно отметить, что у современных дошкольников очень выражен повышенный интерес к техническому творчеству. Этому есть простое объяснение. Сегодня выбор развивающих игр огромен, включая планшеты для детей и разнообразные конструкторы. Это позволяет развивать у детей аналитический ум, техническую пытливость и другие качества личности.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу поиска такого подхода к развитию дошкольника, который позволит развивать активные навыки не только за счет развития мелкой моторики и конструктивного мышления, но и учить размышлять и рассказывать о полученных навыках. В отличие от прошлых периодов, когда приоритетом было просто конструктивное мышление, современный Стандарт требует всестороннего развития ребенка, в особенности развития творчества и конструктивных способностей.
Конструирование позволяет развить в ребенке дошкольного возраста очень многое – эмоциональную сферу (радость от того, что получилось; огорчение от неудачи; стремление к продолжению работы над конструкцией и волевые усилия и т. д.); познавательную активность (во время конструирования ребенок получает различные знания; углубляет и уточняет свои представления об окружающем мире); формирует наглядно-действенное мышление (в процессе решения конструктивных задач) [2].
Что представляет собой конструирование и конструктивная деятельность? Термин происходит от лат. «construere», что означает «построение». Детское же конструирование понимается достаточно широко – и как строительство с помощью различных конструкторов, и как изготовление поделок из различных материалов [3,c.49].
Конструктивная деятельность также трактуется по-разному. Отечественные исследователи конечным итогов данного процесса видят некий продукт, заранее определенный и тщательно продуманный. Зарубежные ученые трактуют термин более широко – и как способность выполнять целесообразные действия по инструкции, и как новшества, которые вносятся ребенком в процесс «постройки» [6].
О том, насколько ценен процесс конструирования, говорили еще классики педагогической науки. Например, еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру [3, c. 53].
Выделяются два типа конструирования : техническое (из строительного материала, из деталей конструктора, из специальных блоков) и художественное (из бумаги и конструирование из бросового материала) [6]. Оба типа конструирования одинаково важны для развития ребенка. При техническом конструировании дети могут отражать в процессе деятельности, как реальные объекты, так и фантастические (из сказок, мультипликационных фильмов, собственной фантазии и пр.). В художественном конструировании дети чаще всего отображают свое отношение к создаваемым образом, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой; нежели отображают их структуру.
Неважно, какой вид конструирования используется, в процесс дети обязательно проходят два этапа. На первом идет творчество – создание замысла. На втором – замысел воплощается в деятельности. Оба этапа развивают в ребенке конструкторское мышление, которое позволяет раскрыть так называемые конструкторские умения – умения видеть невидимые линии и части, умение мысленно его разбирать, собирать и преобразовывать [4].
Конструирование и моделирование в дошкольном возрасте занимает немаловажное значение. Сформированные в этом возрасте конструктивные умения и навыки используются в дальнейшей учебной деятельности. Особенно важна деятельность по формированию таких умений в старшем дошкольном возрасте.
Для того чтобы полноценно развивать детское творчество в технической сфере и развивать конструктивное мышление в ДОУ, где работает автор была внедрена парциальная программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» [1]. На сегодняшний день данная программа олицетворяет инновационный подход к развитию детского технического творчества и конструирования.
Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» позволяет решить сразу несколько задач – сформировать основы технической грамотности воспитанников; развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности; обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования) [5].
Задумка Фридриха Фрёбеля – конструктор, который на сегодняшний день носит название «Дары Фрёбеля», представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста. Специально подобранный предмет материал позволяет так построить образовательный процесс, чтобы процесс моделирования и конструирования превратился в увлекательную игру. А также осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности.
Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», авторами которой является коллектив в составе Т. В. Волосовец, Ю. В. Карповой, Т. В. Тимофеевой, в своей основе использует сразу несколько педагогических подходов: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуальный и дифференцированный. Все это позволяет таким образом организовать процесс конструирования и технического творчества, чтобы выявить самобытность каждого ребенка, учесть индивидуальные особенности и при этом развить коммуникативные умения.
Для успешного внедрения Программы в работу Оредежского детского сада, автором были созданы следующие условия:
правильная организация рабочего пространства в группе;
детям предоставлялся выбор целей и средств в процессе конструирования, которые соответствовали бы их силе и интересам;
учет индивидуальных особенностей детей, то есть воспитанники работали в своем темпе.
Таким образом в группе был организован общий стол для работы, поверхности которого хватало для всех участников процесса конструирования из наборов «Дары Фрёбеля» (см. Рисунок 1).
Рис. 1 – Организация рабочего пространства
Места за столом не определялись «жестко» и не «закреплялись» за каждым участником творческого процесса. Каждый ребенок перед началом занятия выбирал себе место «по душе». Кроме того, дети могли свободно перемещаться при необходимости.
Также для всех были доступны разные виды материалов, и можно было выбрать любой материал для творчества согласно замыслу (см. Рисунок 2).
Рис. 2 – Творческий процесс
Автор статьи – воспитатель – не является статичной фигурой, он полноценный участник технического творчества. Это очень важно – не отделять себя от детей, стать старшим товарищем, помощником (см. Рис. 3). Особенно важно это для тех детей, которые более других нуждаются в помощи. Но помощь не осуществляется в виде сухих инструкций, напротив, воспитатель становится примером для подражания. Вместе с детьми обсуждается то, что будет происходить на занятии, обсуждается замысел и сам процесс творчества. Таким образом, педагог «заражает» детей своим энтузиазмом и ориентирует их на достижение цели.
Рис. 3 – Работа педагога с детьми
Чтобы процесс конструирования был максимально результативным, помимо помощи и свободы выбора необходимо, чтобы цели, предложенные педагогом, соответствовали возможностям и способностям детей. Но при этом дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его.
Процесс творческого конструирования можно разделить на несколько стадий. Сначала дети активно включаются в игру, у них возникает интерес и желание играть, обсуждается замысел, появляется цель. На второй стадии педагог знакомит ребенка с тем видом деталей конструктора, с которым предстоит работа, при этом учитывается желание ребенка и предоставляется ему возможность в выборе необходимых деталей, которые понадобятся в процессе конструирования. На данном этапе ребенку предстоит выполнять конструкцию, действуя по сюжету или по замыслу. Следующая стадия – творческое проявление. Ребенок занят поиском самостоятельных решений и действий. Он подбирает, придумывает (см. Рис 4). Основной задачей творческого конструирования является формирования у детей образного мышления.
Рис. 4 – Результаты творчества
Незаметные поначалу, маленькие шаги в техническом творчестве и конструировании в дальнейшем станут большими успехами в сфере инженерного дела. Ведь именно в детском саду находится начало цепочки: «конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации». Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования «Даров Фрёбеля» позволит заложить основы логического мышления, развить индивидуальные творческие способности в области моделирования, открыть мир инженерного творчества. И это огромный вклад в будущее нашей страны.
Список литературы
1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
2. Запорожец А. В. Восприятие и действие/ А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. - М. : Просвещение, 1967 – 287с.
3. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология /
И. Ю. Кулагина. – М. : Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.
4. Лоренсо, Л. С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада/ Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве /Л. С. Лоренсо. - М. : 2010. – 175 с.
5. Николаева А. В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования // Ист. -пед. журн. – 2018. – № 4. – С. 188–200
6. Полушина, Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)./Н. В. Полушина. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.