МААМ-картинки

Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века

Ольга Романова
Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века
▼ Скачать

Вторая половина 80-х первая половина 90-х гг 20 века относится к парадигмальному периоду развития дошкольного образования. В этот период были предложены и развиты основные концепции дошкольного образования, наметились совершенно новые пути к определению содержания образования.

Публикация «Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века» размещена в разделах

Период 1986-1991 гг. был достаточно сложен с точки зрения общественно-политических, социально-экономических, социально-педагогических связей, однако инновационный процесс обновления дошкольного образования существовал и носил парадигмальный характер.

Вторая половина 1980-х гг. обладает противоречивой направленностью в области дошкольного образования, поскольку было принято считать, что в эпоху СССР существовала единственная и неповторимая система дошкольного образования, которая гарантировала всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста, а также данная система имела фундаментальную психолого-педагогическую и медицинскую аргументацию.

Однако со временем становилось ясно, что уровень ДО уже не способен отвечать тем требованиям, которые созрели в обществе.

К критическим позициям относились следующие высказывания:

• стандартизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• политизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• недостаток разнообразия программно-методических материалов;

• отсутствие возможности широкого применения результатов научных исследований в практике.

Все это привело к переосмыслению целеценностных оснований ДО в направлении их гуманизации.

Принято считать началом отсчета данного периода статью в «Учительской газете» за сентябрь 1986 года «Манифест» педагогов-новаторов.

В концепции «педагогики сотрудничества» были обозначены главные положения личностно-ориентированной парадигмы, которая позднее составила ценностно-целевую основу психологических концепций дошкольного образования и во многом определила курс развития программ дошкольного образования нового поколения. В «Манифесте» уделялась внимание не формированию стандартных знаний детей дошкольного возраста, а созданию условий для того, что дети могли самообучаться и самовоспитываться при учете выявленных индивидуальных способностей дошкольника.

Эти утверждения нашли реализовались в «Концепции дошкольного воспитания». Данная концепция разрабатывалась группой педагогов и психологов под руководством Давыдова В. В., Петровского В. А. в 1989 году.

Освоение «Концепции дошкольного воспитания» парадигмальный сдвиг в развитии теории дошкольного образования, которое перешло к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания.

Благодаря личностно-ориентированной парадигме Концепция «переосмыслила» содержание и принципы дошкольного образования. В рамках данных изменений подчеркивалось, что важно детям не просто давать ЗУН, а то, чтобы они научились сами приобретать и использовать в жизни эти ЗУН. Также отмечалось то, что в период дошкольного детства развивается личность человека, закладываются основы личностной культуры под которыми подразумевается ориентировка детей в социуме, в природе, предметах, которые созданы человеком, в собственной жизни, себе самом и своей деятельности [1].

В это время также была разработана еще одна Концепция дошкольного воспитания, которая была подготовлена НИИ дошкольного воспитания АНП СССР. Таким образом, в указанный период дошкольное образование носит вариативный характер. Главный тезис данной концепции заключался в том, что обучение детей должно строиться на основной потребности ребенка, а именно потребности в познавательной деятельности, потребности в новых впечатлениях и новых знаниях [2].

Список использованных источников

1. Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

2. Дошкольное воспитание. 1989. № 9.

Публикации по теме:

Планирование недели здоровья в старшей и подготовительной группах Планирование недели здоровья. Вторник. (8.11.2011 г.) Первая половина дня. Беседа с детьми о личной гигиене, режиме дня (ответственный.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века
Опубликовано: 30 октября 2014 в 11:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД