Ольга Романова
Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века
▼ Скачать
Вторая половина 80-х первая половина 90-х гг 20 века относится к парадигмальному периоду развития дошкольного образования. В этот период были предложены и развиты основные концепции дошкольного образования, наметились совершенно новые пути к определению содержания образования.
Публикация «Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х — первой половине 90-х XX века» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Период 1986-1991 гг. был достаточно сложен с точки зрения общественно-политических, социально-экономических, социально-педагогических связей, однако инновационный процесс обновления дошкольного образования существовал и носил парадигмальный характер.
Вторая половина 1980-х гг. обладает противоречивой направленностью в области дошкольного образования, поскольку было принято считать, что в эпоху СССР существовала единственная и неповторимая система дошкольного образования, которая гарантировала всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста, а также данная система имела фундаментальную психолого-педагогическую и медицинскую аргументацию.
Однако со временем становилось ясно, что уровень ДО уже не способен отвечать тем требованиям, которые созрели в обществе.
К критическим позициям относились следующие высказывания:
• стандартизированность работы дошкольных образовательных учреждений;
• политизированность работы дошкольных образовательных учреждений;
• недостаток разнообразия программно-методических материалов;
• отсутствие возможности широкого применения результатов научных исследований в практике.
Все это привело к переосмыслению целеценностных оснований ДО в направлении их гуманизации.
Принято считать началом отсчета данного периода статью в «Учительской газете» за сентябрь 1986 года «Манифест» педагогов-новаторов.
В концепции «педагогики сотрудничества» были обозначены главные положения личностно-ориентированной парадигмы, которая позднее составила ценностно-целевую основу психологических концепций дошкольного образования и во многом определила курс развития программ дошкольного образования нового поколения. В «Манифесте» уделялась внимание не формированию стандартных знаний детей дошкольного возраста, а созданию условий для того, что дети могли самообучаться и самовоспитываться при учете выявленных индивидуальных способностей дошкольника.
Эти утверждения нашли реализовались в «Концепции дошкольного воспитания». Данная концепция разрабатывалась группой педагогов и психологов под руководством Давыдова В. В., Петровского В. А. в 1989 году.
Освоение «Концепции дошкольного воспитания» парадигмальный сдвиг в развитии теории дошкольного образования, которое перешло к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания.
Благодаря личностно-ориентированной парадигме Концепция «переосмыслила» содержание и принципы дошкольного образования. В рамках данных изменений подчеркивалось, что важно детям не просто давать ЗУН, а то, чтобы они научились сами приобретать и использовать в жизни эти ЗУН. Также отмечалось то, что в период дошкольного детства развивается личность человека, закладываются основы личностной культуры под которыми подразумевается ориентировка детей в социуме, в природе, предметах, которые созданы человеком, в собственной жизни, себе самом и своей деятельности [1].
В это время также была разработана еще одна Концепция дошкольного воспитания, которая была подготовлена НИИ дошкольного воспитания АНП СССР. Таким образом, в указанный период дошкольное образование носит вариативный характер. Главный тезис данной концепции заключался в том, что обучение детей должно строиться на основной потребности ребенка, а именно потребности в познавательной деятельности, потребности в новых впечатлениях и новых знаниях [2].
Список использованных источников
1. Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
2. Дошкольное воспитание. 1989. № 9.