Дарья Алексеевна Цицилина
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами кукольного театра
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного возраста – это время, когда у ребенка формируется множество навыков, связанных с дальнейшей успешностью его обучения и социализации в обществе. Одним из таких навыков является коммуникативная деятельность.
Сформированность коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте это один из важнейших навыков, который является необходимым условием социально-личностного развития ребенка.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Плохо сформированные коммуникативные умения у ребенка старшего дошкольного возраста становится препятствием в общении со сверстниками и взрослыми. Процессы деятельности ребенка, такие как игровая, учебная, трудовая затрудняются.
Значимость развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Изучение развития коммуникативных навыков речи старших дошкольников актуально на сегодняшний день. Одним из эффективных методов развития коммуникативных умений старших дошкольников является театрализованная деятельность, в частности кукольный театр.
К преимуществам использования кукольного театра в старших дошкольных группах можно отнести способности кукольного театра:
- формировать представления дошкольников о мире;
- формировать опыт социальных навыков;
- развивать воображение;
- развивать коммуникативные умения.
Таким образом, средствами кукольного театра происходит личностное развитие старшего дошкольника, формируются не только коммуникативные навыки, но и происходит развитие мышления, памяти, воображение, эстетического восприятия и т. д.
Коммуникативные умения включают в себя следующие структурные элементы: владение эффективными способами взаимодействия с социумом; владение способность использования необходимых для той или иной речевой ситуации средств языка; способность к ведению диалогической и монологической речи; владение культурой речи, в частности правилами речевого этикета; владение навыками групповой работы; способность к осуществлению сотрудничества; способность вести общение в соответствии с той или иной социальной ролью; способность к рефлексии речевого высказывания и оценке речи собеседника.
Коммуникативное развитие старших дошкольников относится к числу важнейших проблем дошкольной педагогики. Исследования таких авторов, как А. Г. Арушанова, О. М. Казарцева, А. Н. Леонтьев, Е. Н. Чеснова и т. д. доказывают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ряда психических функций ребенка, одной из которых является речевая деятельность.
Коммуникации ребенка дошкольного возраста происходят на 2 уровнях:
- взаимодействие «ребенок-ребенок»;
- взаимодействие «ребенок-взрослый».
Общение старшего дошкольника со взрослым можно охарактеризовать следующими чертами: взрослый выступает для дошкольника в роли источника новых знаний; в общении со взрослыми отмечается признание авторитета и уважения к взрослому; в общении со взрослым ребенок старается быть правильным, стремится к положительной оценке.
Другими чертами обладает коммуникация старшего дошкольника с ровесниками. Для коммуникации дошкольника с ровесниками характерна насыщенность, содержательность, инициативность и преобладание «речетворчества».
Средствами развития коммуникативных умений старших дошкольников являются: игровая деятельность; сценическая и театрализованная деятельность; продуктивные виды деятельность.
Одним из эффективных методов развития коммуникативных умений старших дошкольников является театрализованная деятельность, в частности кукольный театр. Кукольный театр – метод работы, который интересен и понятен детям старшего дошкольного возраста. К преимуществам использования кукольного театра в старших дошкольных группах можно отнести: формирование представлений о мире; формирование опыта социальных навыков; развитие воображения; развитие коммуникативных умений.
Использование данного вида деятельности включает в себя традиционные методы развития речи ребенка: знакомство с языковым богатством; использование языковых средств; тренировка и оттачивание языковых навыков, что в свою очередь является факторами успеха формирования коммуникативных умений старшего дошкольника.