Людмила Колесникова
Развитие коммуникативных способностей у детей средством игры-драматизации
▼ Скачать + Заказать документы
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
детей…”(Б. М. Теплов)
Развитие коммуникативных способностей у детей
средством игры-драматизации
С1 Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей средством игры-драматизации» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
С2 Данное направление представлено в Федеральных требованиях образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Изучая педагогическую и методическую литературу по развитию речи детей, я пришла к выводу, что игра-драматизация, внедренная в свободную и организованную деятельность детей, будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста
В своём выступлении я расскажу о том, как я обучаю малышей игре – драматизации.
С3 Я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:
Ещё с раннего возраста я предлагала малышам игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте
С4 А знакомство со сказками проходило в виде настольных театров.
С5,6 И даже в 1 младшей группе дети уже начинали играть в сказку.
С7 Предлагали детям разные дидактические игры для лучшего запоминания сюжета сказок.
Затем переходили к более сложным иммитациям
• игра-имитация действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
• игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
С8 • игра-импровизация под музыку, предложенные муз. работником «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Снежинки летают»и многие другие) - что хорошо прослеживается на музыкальных событиях и праздниках.
Затем переходили к импровизациям:
• игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…»)
С9 Большое место занимает чтение художественной литературы: мы читаем сказки, небольшие рассказы, знакомим с фольклором.
С10 После первого знакомства со сказкой мы начинали с ней играть: мы предлагали детям
-ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок»)
-используем приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый,, голосистый) .
С11- предлагаем детям нарисовать, слепить апплицировать персонажа сказки
С12 -мы внедряем её в различные виды театров – пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе – где дети вместе с нами, педагогами и самостоятельно проигрывали отдельные моменты сказки.
С13 Детям предлагала: "Помогите мне, пожалуйста. Я буду рассказывать сказку, а вы показывать её". (дети внимательно слушали и расставляли фигурки или кружочки – заместители на фланелеграфе).
С14 Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали режиссерскую игру, которая на данном возрастном этапе является первой ступенькой к драматизации.
С15 Как выразительно они передают речь героев – как меняют силу и тембр голоса (маленький зайчик и хитрая лиса, медвежонок, медведица и медведь, как разнообразны мимика и жесты детей.
С16 Для развития у детей мимики и эмоций предлагаем игру «Зеркало», «Покажите какие вы грустные, сердитые, радостные, веселые и т. д.
С17 Большое развивающее и эстетическое значение имеют просмотры детьми кукольных театров в исполнении артистов, приезжающих в детский сад.
После каждого посещения театра мы с детьми беседуем, обсуждаем – высказываем впечатления. Детям представляется возможность увидеть пример актёрского мастерства.
С18 При подготовке детей к драматизации сказки «Репка» - я сама давала образец речи, мимики и жестов. Детей на роли к сказке подбирали с учетом индивидуальных особенностей – уровень развития речи, эмоциональность, застенчивость и открытость. После просмотра сказки мы, педагоги наметили для себя работу в данном направлении как со всеми так и с отдельными детьми для того чтобы дети в дальнейшем могли самореализовать себя в данной области.
С19 К этому времени мы пополнили уголок мини-театра:
• Пальчиковый театр
• Теневой театр
• Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).
• Театр на фланелеграфе.
• Маски – шапочки героев сказок
С20 Для пополнения уголка мы привлекали родителей, и они с удовольствием откликнулись на нашу просьбу – рисовали маски, вязали пальчиковый театр.
С21 Хотелось отметить бабушку Максима Шабанова, которая после прочтения сказки каждый раз мастерит вместе с внуком аппликации по этой сказке и дарит их нам в группу.
С22 Мы будем продолжать работу в данном направлении и, как результат в дальнейшем, у детей разовьются творческие способности, диалогическая и монологическая речь, пополнится словарный запас, дети научатся управлять собой, мыслить самостоятельно и логично.
Все это отразится на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.