Карине Папян
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словестно-логическим понятиям. Поэтому мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжения всего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Важнейшая составная часть общего психического развития ребёнка дошкольного возраста – развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.
Вся жизнь ребёнка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами и т. п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.
Гуляя на улице, можно предложить ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному, которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия.
«Подбери листику пару»
Ребёнку предлагается листик с любого дерева и ему надо найти такой же.
«Это что такое?»
Эта игра учит ребёнка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, птицы, животные и т. д.)
«На что похоже облако»
Вместе с ребёнком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быть похоже.
«Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт»
Ребёнку младшего дошкольного возраста даётся команда идти по ориентирам. Например: «иди к пеньку, потом к дереву, потом к колёсику и там ты найдёшь сюрприз». Для детей более старшего возраста игра усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом налево, потом направо и там найдёшь сюрприз».
«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине»
Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребёнок может заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.
Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, ёлочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим деткам задание усложняется. Например: взрослый рисует дерево с одной веткой, потом - с двумя. Ребёнок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками (причём ребёнку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам).
При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы не занимались с ребёнком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи.
Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор.
«Четвёртый лишний в природе»
Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?
«Цепочка слов»
Взрослый называет слово, например, дерево. Ребёнку нужно назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.
«Хорошо – плохо» в природных явлениях»
Ребёнку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нём хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идёт, поливаются все растения – деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.