Юлия Храбрых
Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Калинка»
(МАДОУ ДС «Калинка»)
ТЕМА:
«Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр»
Воспитатель:
Храбрых Ю. Г.
г. Новый Уренгой
2021г.
«Движение руки тесно связано с речью
и способствует её развитию» (Б. М. Бехтерев)
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Для детей характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками — важнейшая задача педагогики. В настоящее время проблема общения становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В нашей группы поступают дети малоговорящие и им трудно понять друг друга. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию речи.
Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, вопрос о подборе методов и приемов развития речи приобретает особую актуальность.
В моей педагогической деятельности, одним из таких приемов стал прием использования пальчиковых игр для развития коммуникативных способностей детей.
Цель:Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр.
Задачи:
Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру.
С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.
В совей работе пальчиковую гимнастику я использую каждый день. Для удобства использования игр, мной систематизирована картотекапальчиковых игр.
Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и сопровождают речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Использую пальчиковые игры, руководствуясь принципам «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Пальчиковые игры провожу индивидуально или с подгруппой детей.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства педагога. Для проведения данной работы я использую различные методы и приемы:
наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
практический метод работы - пальчиковая игра.
Использование данных методов даё т положительный результат:
улучшение качества речи;
развитие мелкой моторики рук;
развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
развитие эмоциональной сферы.
Пальчиковая гимнастика может использую в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки.
Во время занятия нужно учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы:
доступность;
безопасность;
разнообразность упражнений.
Конечно же, умелыми пальцы становятся не сразу.
В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть : разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.
В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Произносить тексты пальчиковых игр произношу максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых обучающимся как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.
Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм :
Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.
Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности.
В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.
В-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе.
В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития людей с интеллектуальной недостаточностью.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к речевой, познавательной и творческой активности.
Литература:
1. Е. С Анищенкова. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М. : Просвещение, 1979.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. : Просвещение, 1973.
3. Н. В. Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008.
4. Е. Железнова. Пальчиковые игры.