Надежда Скуратова
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой и театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация – это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой и театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, приспосабливать к той или иной социальной обстановке, прежде всего, театрализованная деятельность – это радость, смех, удовольствие от игры.
Театрализованная игра:
- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.)
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализованные игры можно условно разделить на две группы:
1. игры – драматизации;
В играх- драматизациях ребенок исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
• Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• Ролевые диалоги на основе текста;
• Инсценировки произведений;
• Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
2. режиссёрские игры.
В режиссёрской игре ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Разновидности режиссерских игр:
• настольный театр игрушек;
• настольный театр картинок;
• теневой театр;
• театр на фланелеграфе.
Знакомство с театрализованными играми начинается с раннего возраста в процессе разнообразных игр - забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они могут проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Н-р, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр – инсценировок, действуя вместе с воспитателем, подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык жестов и мимики, совершенствуя свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
У младших дошкольников необходимо стимулировать желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
В среднем возрасте расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры драматизации.
Для старших дошкольников характерны игры с «продолжением», предполагающие сочетание ролевой и театральной игры.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь.