МААМ-картинки

Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе

Билера Инна Александровна
Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе

В детском саду особое внимание уделяется формированию восприятия и развитию исследовательских умений у детей. Это важная часть учебных программ, которая направлена на развитие мышления у детей, помогая переходить от конкретных наглядных представлений к абстрактным словесно-логическим понятиям. Поэтому особое внимание необходимо уделять поддержке детей в этом процессе с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного периода. Одним из ключевых элементов общего психического развития детей дошкольного возраста является развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.

Публикация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе» размещена в разделах

Для полноценного развития ребенка важно, чтобы его восприятие окружающего мира было целенаправленным и осознанным. В процессе игр и прогулок необходимо обращать внимание детей на различные предметы, явления, их свойства, а также учить их внимательно наблюдать и анализировать окружающий мир. Важно ставить перед детьми задачи, которые требуют умственных усилий, создавать ситуации, которые стимулируют активное использование знаний, навыков и опыта, развивая таким образом исследовательские способности.

Предложенные игры были разработаны в сотрудничестве с детьми и при их непосредственном участии. Они заинтересовали не только детей, но и многих родителей. Играть в них можно как на улице, в детском саду, парке, на лужайке, так и во дворе – где угодно, где царит красота природы. Из долголетнего опыта работы в детском саду я заметил, что дети быстро начинают проявлять свою сообразительность, внимательность, точность и другие важные качества ума. Эти способности не только проявляются, но и успешно развиваются в рамках исследовательской деятельности детей.

Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один - ни одного» на предметах природного мира.

Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному, которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия.

Бабочки

Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке, махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик-чирик!» Испугались бабочки: «Ой, страшно!» и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок - нет бабочек. Ни одной. И улетел. Но одна самая смелая бабочка опять прилетела и села на цветочек. Посидела, посмотрела - нигде воробышка не видать и позвала еще бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает.

Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и собачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего малыша.

Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры.

«Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же.

«Это что такое?». Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и т. д.)

«На что похоже облако». Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.

«Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».

«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине». Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.

Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом - с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам). Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из.». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т. д.

При развитии исследовательских навыков у детей, их речевые способности непременно расширяются. Важно обращать внимание на речь ребенка независимо от того, чем вы занимаетесь вместе. Поощряйте его делиться своими впечатлениями о том, что он видел, слышал или делал во время прогулки. Игры на свежем воздухе отлично способствуют развитию речи. Предлагаемые игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют развитию монологической речи и умению обосновывать свой выбор.

«Четвертый лишний в природе». Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?

«Цепочка слов». Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужо назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.

«Хорошо – плохо» в природных явлениях». Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.

«Преврати себя в.» (Цветок, дерево, птичку, и т. д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?

«Куда плывут облака». Придумать краткую историю и загадки про облака.

«Что бывает.» (Зеленым, желтым и т. д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.

У некоторых детей иногда наблюдается нежелание прилагать усилия к размышлениям: им не хочется напрягаться умом. Именно из-за этой причины они часто отказываются от выполнения заданий, утверждая: «Я не знаю, не умею». Однако при помощи взрослых они способны успешно справляться с поставленными задачами. Важно не предоставлять им готовые ответы, а помогать в поиске возможностей действия. Поощряйте детей к самостоятельному исследованию и познанию окружающего мира. Для стимулирования их развития хорошо подходят увлекательные задачи, загадки, доступные головоломки, развивающие игры и упражнения, которые предлагает нам сама природа.

Игры на природе являются отличным дополнением к современным детским игрушкам. Они способствуют развитию творческой мысли у ребенка, помогают родителям и воспитателям активно участвовать в этом процессе, а также предоставляют идеальное время для развития - в дошкольном возрасте, когда малыш находится в наиболее благоприятном возрасте для усвоения новых знаний и навыков.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе
Опубликовано: 10 июля 2024 в 13:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе» (включая файлы) размещена пользователем Билера Инна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД