Ольга Вараксина
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа наделяет детей разными врождёнными задатками. Кому-то от природы дано рисовать, другим петь или танцевать, а третьим сочинять стихи… Превратить задатки ребёнка в способности и устойчивые умения можно, если развивать врождённые качества. Но детей абсолютно бесталанных не бывает, просто у одних те или иные качества развиты в большей степени, а у других в меньшей. В любом ребёнке можно развить таланты, если уделять ему должное внимание.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» размещена в разделах
Мой опыт по формированию интонационной выразительности речи заключается в многогранной работе в этом направлении и включает несколько путей, дающих плодотворный результат.
Развитием интонационной выразительности речи с дошкольниками можно заниматься как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.
Решая задачи таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», активно использую упражнения, которые учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, совершенствовать дикцию, формировать умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения.
Следует отметить, что добиться положительных результатов можно лишь тогда, когда взрослый сам интонационно выразителен. Если воспитатель зажат, эмоционально скуп, монотонен – ничего не получится и у детей.
Не для кого, ни секрет, что одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: утвердительно, вопросительно, грустно, радостно, восторженно, удивлённо, зло, разочарованно и т. д. Дети с удовольствием это делают, подключая своё воображение и подходящие эмоции, мимику и даже жесты!
При интонационной отработке предложений, диалогов, потешек, чистоговорок, а также разучивании стихотворений упражняемся в изменении громкости, силы голоса, темпа речи и для этого заучиваемую фразу проговариваем тихо, громко, шёпотом, обычным голосом, одними губами, не произнося ни единого звука, или как-бы промаршировываем, говоря речитативом, или проговариваем нараспев текстовку, над которой работаем. Такие приёмы очень нравятся детям и дают хорошие результаты.
Читая произведения художественной литературы, как воспитатель это делаю выразительно, меняя тембр голоса в зависимости от речи автора, хода диалогов и разнообразия характерных героев – участников этих диалогов. Тогда и в играх-драматизациях дети, копируя взрослого, стараются, передавать определённые интонации.
Что касается работы с детьми вне образовательной деятельности, то здесь тоже существует множество приёмов, способствующих развитию их творческих способностей.
Ребята с радостью идут на контакт со взрослым, когда идёт подготовка к утренникам, досуговым мероприятиям, конкурсам. Они все в душе артисты! Все детские роли, слова к выступлениям, стихотворения обязательно сначала читаются в группе, разбирается содержание, смысл непонятных слов и выражений, а потом только заучиваются тексты. Занимаемся этим в любое свободное время, в том числе и на прогулке. Причём взрослый при этом действе излучает радость, всем своим видом показывая, что ребёнок дикламирует замечательно, ведь надо развить в нем чувство уверенности в себе, помочь победить робость, что даст возможность ребёнку раскрыться и читать эмоционально! И только когда слова, которые рассказывает ребёнок, будут интонационно проработаны, тогда можно дать их закрепить дома с родителями. Легче учить выразительному чтению, чем переучивать!
Велика роль похвалы в развитии интонационной выразительности речи. Даже если у ребёнка поначалу не получается говорить с выражением, всё равно, взрослый с улыбкой и восторгом, глядя прямо ему в глаза, держа за руку, должен сказать какой он молодец, а потом только направить усилия в нужное русло! («Давай попробуем громче!» или «Давай будем выделять голосом такие-то слова» или «Нам с тобой ещё надо поработать над…»)
Полностью проявить себя, не бояться быть выразительными детям помогает отсутствие страха перед взрослым. Надо отметить, что с наступлением ответственного момента, выступления, важно правильно настроить ребят. В такие моменты мы с детьми – заговорщики в хорошем смысле этого слова, сотрудники, договариваемся о том, что они теперь не просто дети, а настоящие артисты. А артистам никогда не стыдно и не боязно выступать перед зрителями хорошо, стыдно выступать плохо… И такие приёмы срабатывают! Дети всегда эмоционально выразительны!
И в заключение хочется подвести небольшой итог.
Таким образом, на развитие интонационной выразительности речи детей влияют :
- упражнения и игры, используемые во время непосредственной образовательной деятельности;
- эмоциональность воспитателя;
- использование возможности для разучивания ролей, стихотворений в группе;
- одобрение, поддержка со стороны взрослого;
- создание обстановки заинтересованности в успешном декламировании.