Приложение МААМ

Развитие интереса к опытнической деятельности у детей с ОНР

Анна Кинасова
Развитие интереса к опытнической деятельности у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

академик К. Е. Тимирязев

В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования. Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, считаю одной из главных задач – помочь детям в проведении исследований.

И для себя выделила основные характеристики детского экспериментирования.

Публикация «Развитие интереса к опытнической деятельности у детей с ОНР» размещена в разделах

1. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов творчества.

2. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

3. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе игровую.

Я работаю с детьми с ОНР, у детей данной группы страдает речевая деятельность. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в логопедической группе, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- обогащение памяти, внимания;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, т. е. они приобретает следующий ряд навыков данной деятельности :

-видеть и выделять проблему,

- принимать и ставить цель,

- решать проблемы,

-анализировать объект или явление,

-выделять существенные признаки и связи,

-сопоставлять различные факты,

- выдвигать гипотезы и предположения,

-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

-осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и

результаты графически.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Экспериментирование провожу в различных видах деятельности :

1. Специально организованная исследовательская деятельность :

- индивидуальная работа;

- парная работа;

- коллективная работа.

2. Специально организованная исследовательская деятельность :

- беседы, диалоги, поиск и выбор интересующих тем для исследования;

- сбор материала: экскурсии, опыты, образовательные ситуации, наблюдения;

- систематизация накопленного материала, структурирование, подготовка презентаций.

3. Самостоятельная деятельность детей :

- настольные игры, дидактические игры;

- поиск информации, общение со специалистами, просмотр фильмов, чтение книг;

- работа с дневником наблюдений.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать".

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Работа с родителями

Привлекаю родителей к сотрудничеству с детьми. Так, например, предлагаю детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследование, ответить на вопросы: «Где можно найти воду дома?» и др.

В помощь родителям раздаю памятки по данной проблемной ситуации: Например, проблемная ситуация: Почему же вода в реках не кончается?

Предлагается родителям провести дома опыт и зарисовать схему круговорота воды в природе.

Опыт : Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Дети принимают участие в создании мини-выставок, которые расширяют кругозор, обогащают эмоционально-эстетическое восприятие. Среди экспонатов выставок есть коллекция морских ракушек, морских камней, цветных стеклышек и т. д. Придумываем сюжеты выставок. Дети с огромным увлечением принимают участие при подборе материалов для коллекций (приносят из дома ракушки, камешки, привезённые с моря, различные украшения из стекла).

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

- родительские собрания «Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию условий для детского экспериментирования и проектирования, способствующих развитию интеллектуальных способностей».

- консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Опыты и эксперименты».

- анкетирование на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ». По результатам анкетирования видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы. Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

- оформление информационных стендов и папок – передвижек с рекомендациями по лексическим темам;

- привлечение к участию в создании предметно – пространственной среды;

- привлечение к участию в исследовательской деятельности ( домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);

- проекты: «Выращивание пшеницы», «Хлеб всему голова», «Круговорот воды в природе», «Дом, в котором я живу», «Осень – вкусное время года», «Что я знаю о воздухе?».

Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) детей в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Правила, которые позволяют успешно решать задачи исследовательского обучения.

1. Учу детей действовать самостоятельно, независимо, избегаю прямых инструкций.

2. Не сдерживаю инициативы детей.

3. Не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Не спешу с вынесением оценочных суждений.

5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

6. Я не отмахиваюсь от желаний ребенка, даже если они кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

7. Я не указываю на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание им своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

8. Поощряю любопытство – оно порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность – она порождает потребность в исследовании.

9. Предоставляю возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряю экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что интересно и приятно помогать ему в этом своим участием.

10. Проявляю заинтересованность к деятельности ребенка, беседую с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Фотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опытаФотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опыта Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к опытнической деятельности у детей с ОНР
Опубликовано: 20 марта 2022 в 17:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интереса к опытнической деятельности у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кинасова (УИ 2615497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД