ЕЛЕНА СЕРГЕЕВА
Развитие интеллектуальных способностей детей, посредством информационно-коммуникационных технологий в игре шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей, посредством информационно-коммуникационных технологий в игре шахматы
В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объём восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей, посредством информационно-коммуникационных технологий в игре шахматы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Обучение игре в шахматы с применением ИКТ и английских терминов решает сразу несколько образовательных задач:
Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает логическое мышление, наблюдательность и внимание.
Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, собранность. Ребёнок становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Сегодня в нашем ДОУ успешно используются мультимедийные технологии в образовательном процессе. Эти технологии значительно обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным и запоминающим. Они могут стать исключительно мотивирующими факторами познавательной деятельности детей, так как им нравится осваивать и использовать такие информационные технологии и средства, которые помогают решать интересные творческие задачи. Существенно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень их познавательных способностей.
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. Игры проводятся с помощью интерактивной доски Smart board. На занятиях дети играют в такие интерактивные игры, например: «Большая и маленькая – Big and small», «Цвет – Colour», «Кто быстрее? – Why is faster?», «Чудо куб – Wondercube», «Тень – Shadow» и т. д.
На занятиях применяю такие обучающие игры с использованием мультимедийных технологий :
- видео-брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов, небольшие видеоролики отснятые о прошедших соревнованиях с участием самих детей, мультфильмы на шахматную тематику);
- мультимедийные презентации (слайды прекрасный материал, которые оживляют занятие, формируют фантазию, развивают творческие и интеллектуальные способности ребёнка);
- шахматные конкурсы (решение шахматных задач, отгадывание шахматных загадок);
- шахматные турниры (способствуют усвоению турнирных правил, укрепляют дружбу между шахматистами).
Исходя из этого я разработала систему дидактических игр: «Шахматные слоги», «Шахматные часы», «Шахматолов», «Шахматное лото» для детей 5-7 лет. Данные иргы предназначены для формирования слоговой структуры слова дошкольников через знакомства игре в шахматы. Реализуют принципы развивающего обучения, и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Эти игры являются частью развивающей среды группы и создают условия для познавательной активности дошкольников, служат прекрасным помощником в развитии активной речи, мышления, памяти.
Цель игр – умение использовать английские термины в игре шахматы.
В процессе работы с детьми определены следующие задачи:
- Формировать общие сенсорные способности;
- Знакомить с дидактическими играми, правилами этих игр и английскими терминами;
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Закреплять навыки действий с различными предметами;
- Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
В результате применения мультимедийных игр: «Шахматные слоги», «Шахматные часы», «Шахматолов», «Шахматное лото», значительно повысился уровень интеллектуальных, познавательных, эстетических, физических развитий детей старшего дошкольного возраста.
Из вышеуказанного следует, что посредством информационно-коммуникационных технологий в игре шахматы с использованием английских терминов могут служить хорошим тренажером развития логического мышления, внимания и повышения интеллектуальной работоспособности. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство их интеллектуального и умственного развития.