Алёна Кононенко
Развитие интеллектуально-познавательных способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цель: Использование воспитателем разнообразных методов и приемов активации мыслительной деятельности старших дошкольников.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Публикация «Развитие интеллектуально-познавательных способностей у детей» размещена в разделах
В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками.
Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.
Абстракция состоит в вычленении каких - либо сторон объекта при отвлечении от остальных.
Мышление может осуществляться с помощью практических действий и на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.
Существует целый арсенал средств активизации мыслительной деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.
Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. В процессе обучения шашкам и шахматам ребенок учится запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, тренируют память, учатся самодисциплине. Шашки и шахматы способствуют формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.
Ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов (есть набор ребусов и в журналах). Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения, т. о. формируется умение писать и читать.
Настольные игры-ходилки имеют ряд положительных воздействий:
- у ребенка развивается воображение, речь;
- происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
- развивается скорость реакции, моторика;
- развивается смекалка и память;
- ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.
Что такое кроссворд в жизни ребенка? На этот вопрос ответ однозначен: это интеллектуальная игра, которая помогает развивать память, учит культуре мышления, учит искать недостающую информацию. Во время разгадывания кроссворда ребенок закрепляет полученные знания, а также во время этого у него работает деятельное запоминание, что помогает эффективно усвоить материал.
А ещё главное в том, что всей этой деятельностью ребенок любит заниматься со взрослыми, как в детском саду, так и дома.