Елена Кабаева
Развитие инклюзивного образования в современной России
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инклюзивного образования в России.
Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня. Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других. Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку. Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.
Публикация «Развитие инклюзивного образования в современной России» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей. История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.
Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как:
-Всеобщая декларация прав человека,
-Декларация прав ребенка,
-Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
- Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц,
-Всемирная программа действий в отношении инвалидов,
-материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями.
На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка,
в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации.
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.
В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.
В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению.
В его основе — 8 основополагающих принципов:
– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– Каждый человек способен чувствовать и думать;
– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– Все люди нуждаются друг в друге;
– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :
• обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития
• организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание,
• гармоничное всестороннее развитие личности ;
• формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
• создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Преимущества инклюзивного образования :
Социального характера:
• развитие самостоятельности через предоставление помощи;
• обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
• формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.
Психологического характера:
• исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.
Медицинского характера:
• подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
• исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Педагогического характера:
• рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
• активизация когнитивного развития (развитие всех видов мыслительных процессов) через коммуникацию и имитацию.
Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.
В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.