Наталья Чигирева
Консультация «Развитие и воспитание детей с детским церебральным параличом в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Чигирёва Н. А.,
МБДОУ №73
Каменск - Уральский
В данной статье рассматриваются особенности развития и воспитания детей с ДЦП. Особое внимание отводится особенностям развития детей с данным нарушением, а также тому, как они развиваются и воспитываются в своей семье и за ее пределами. Также говорится о том, что родители, имеющие ребенка с нарушением, не зная как его воспитывать, обращаются за помощью к психологу. Отводится информация, посвященная консультированию семей у психолога.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В последние годы, в связи с большим ростом числа детей с нарушениями в развитии особое место приобретает социальная адаптация детей и их родителей. С родителями, которые воспитывают ребенка с ДЦП, должна проводиться работа, направленная на решение их социальных и психолого-педагогических проблем. [3]
Несмотря на это идет создание и разработка различных программ, которые учитывают тенденции по оказанию всесторонней помощи и индивидуального подхода к таким детям.
Воспитание детей с ДЦП - это особый уход и поведение родителей. Они должны предоставить ребенку максимальный комфорт и повышенное внимание. Когда такой ребенок появляется, то родители просто напросто начинают привыкать к новой жизни.
Важно, чтобы оба родителя полностью взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Могут возникнуть тяжелые ситуации, когда кто – то из родителей слишком мало уделяет внимания малышу или наоборот, когда только один из них занимается с ребёнком. Но это неправильно, они должны стать очень близкими людьми и поддерживать друг друга, потому что для ребенка с ДЦП самое важное, это нормальная семья. Семья, где родители постоянно утомлены или слишком заботливы, может распасться.
Ребенку с церебральным параличом обязательно необходим очень тесный физический контакт с матерью - это основа его дальнейшего развития. Помогать семье и такому малышу следует незамедлительно, так как в каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным. [1]
Огромная помощь для родителей - это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторику. Конечно, помощь родителям предоставляется в зависимости от нарушений, у ребенка, его возраста и степени выраженности нарушенных и сохранных функций.
Данные современной медицины показывают, что необходимы как можно более ранние лечебно - воспитательные мероприятия для детей с церебральным параличом, так как впервые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Двигательные нарушения детей с ДЦП дифференцируются в зависимости от формы. Коррекционной работе в семье более сложно поддаются дети с гиперкинетической формой. У них присутствуют насильственные движения, то есть - гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса, а также у детей этой формы имеет место снижение слуха. Поэтому для детей необходим двигательный лечебный режим, который будет предусматривать частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий и прогулок. Несомненно, даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; стимулировать у него ползание, перевороты и другие виды деятельности. Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. При развитии двигательных функций у необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением головы и частей тела.
Чтобы помочь своему ребенку, родителям необходимо, прежде всего, правильно организовывать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеется недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования - ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это отрицательно влияет на его психическое развитие, а также затрудняет проведение восстановительных мероприятий.
Родителям необходимо знать, что в первые два месяца жизни ребенок должен спать не менее 20 часов в сутки. В возрасте от 2 до 5месяцев сон занимает 17 - 18 часов в сутки; 5 - 7месяцев 15-16 часов; в 7 - 10месяцев – 14- 15 часов; от 10месяцев до 3 - 4лет 12 - 14 часов в сутки. [2]
Многие дети испытывают трудности при приеме пищи. Трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда ребенок плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда начинают возникать проблемы с жеванием, поэтому затруднено кормление таких малышей.
Ребенок часто неплотно захватывает соску, вяло сосет и быстро утомляется, бывают случаи, когда он поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту и нередко засыпает даже в начале кормления. У некоторых детей наблюдается чрезмерное мышечное напряжение, что затрудняет процесс кормления.
Правильное кормление необходимо для его роста, физического развития и здоровья, а также и для становления звукопроизносительной стороны речи, потому что в ходе кормления формируются необходимые движения языка, губ, нижней челюсти для произношения звуков. Помимо этого, устанавливается тесный эмоционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.
Трудности, вызывают волнение, и беспокойство у матери, и только поэтому сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это и нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Для того чтобы процесс кормления был приятным, матери следует заранее выбрать удобное место и расслабиться.
В процессе развития и воспитания, таким детям следует как можно чаще лежать на животике, это позволит укрепиться мышцам спины и шеи. Если все – таки малыш захочет поиграть, то его нужно усадить спиной, чтобы он на что-то опирался. Для развития чувства равновесия у ребенка, необходимо покачивать его на своих коленях или на гимнастическом мяче. Для развития вестибулярного аппарата малыша его нужно слегка покачивать из одной стороны в другую так, чтобы в изначальное положение он вернулся самостоятельно. [3]
В большинстве случаев малышу отводится роль "немощного" в семье, где он воспитывается. Желая оградить от внешних воздействий, родители не осознают, что самым негативным образом влияют на способности ребенка привыкнуть к самостоятельности. Безусловно, ребенок с таким диагнозом должен рассчитывать как на физическую, так и на психологическую поддержку своих родных, но нужно помнить, что чрезмерная помощь может воспитать в ребенке потребительское отношение к родным.
Позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить в игровой деятельности и повседневной жизни. Это развитие ведется постепенно. Сначала важно научить ребенка брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, ложить в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.
Необходимым этапом в обучении является самостоятельно одевание ребенка. Вначале надо научить расстегивать большие пуговицы, затем маленькие, затем расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все навыки необходимо закрепить в играх на кукле и после уже переносить на самого ребенка.
Ребенок обязательно должен наблюдать за деятельностью окружающих его людей, так как эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, показывать, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, а также показать улицу, животных, транспорт во время прогулки на улице.
Когда ребенок уже сам действует с предметами, у него уже складываются четкие представления. Четкие. Если мама чем то занимается. То необходимо и ребенку предложить что – то сделать. Например, стирка белья. Мытье посуды и т. п. каждое действие мамы должно проговариваться. [1]
При работе с картинным материалом кругозор ребенка расширяется. Тем самым от взрослых он узнает названия предметов, действий, а затем постепенно сам называет предметы на картинках и отвечает на заданные вопросы.
Процессы мышления у ребенка с ДЦП, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Важно, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился сравнивать качества и признаки вещей.
Иногда семья не может справиться с воспитанием такого ребенка, не зная того, с чего можно все начать. Поэтому они прибегают к помощи консультанта. Он предлагает им некоторые способы готовности воспитать ребенка : арттерапия, дельфинотерапия, клоунотерапия, игротерапия. Родители, получив информацию, уже самостоятельно без помощи консультанта занимаются воспитанием своего малыша.
Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим ребенка с детским церебральным параличом, - это сложный процесс, так как отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-психологической помощи.
Вся работа с семьями имеющих детей с детским церебральным параличом должна строится на комплексной основе, для того чтобы достичь высоких результатов в социализации и адаптации ребенка в общество.
Литература:
1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.
2. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.
3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.