Екатерина Ванесян
Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас,который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.
Количество слов, которыми ребенок пользуется в повседневной речи может насчитывать от 1500 до 1900тыс. Совершенствуется слово-произношение. Ребенок понимает что такое обобщающие слова. Дети начинают разбираться в простых грамматических формах (множественное число, падежи имен существительных, изменяют глаголы и т. д.) . Начинают появляться простые предложения. Дошкольники понимают и используют простую форму диалогической речи.
Публикация «Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба» ,»Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок») .
К четырем годам ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.
Ребенку с хорошей речью легко общаться со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли, желания. Если же наблюдаются дефекты в произношении звуков, то это затрудняет общение с окружающими ; и в следствии этого может задерживаться и психическое состояние ребенка.
При поступлении в школу у ребенка должно быть правильное произношение. Очень часто причинами неуспеваемости ребенка по русскому языку в начале обучения является недостаточно четкое произношение звуков. Дети не могут производить звуко-буквенный анализ : трудно определять количество звуков в слове, их последовательность, выделить первый звук,последний. Поэтому в дошкольном возрасте нужно развивать фонематический слух, чтобы потом не испытывать трудностей в овладении навыками правильного письма.
Есть несколько вариантов искаженного произношения :
1. Согласные звуки произносятся смягченно («зираф» - жираф, «сяпка» - шапка) .
2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко или совсем не произносятся («анки» -«сянки» - санки), заменяются : «С — Ф» («фало» - сало), «З — В» («вамок» - замок), «Ц — Ф» («фыпленок» - цыпленок) и т. д.
3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» часто заменяются свистящими звуками.
4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («ледка»-лодка, «ожка» - ложка ; «лука», «ука» - рука) .
В словопроизношении тоже есть ряд особенностей :
- сокращение («тол» - стол) ;
- перестановки («типчка» - птичка, «шапля» - шляпа) ;
- уподобление одного звука другим («момоко» - молоко) ;
А так же слияние слов; добавление звуков («реблята» - ребята) .
Опираясь на все вышесказанное и строится работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.
Для формирования звуковой стороны речи подбирается разнообразный материал (игры в слова, чтение потешек, песенки на заданный звук). Все это помогает вырабатывать правильное произношение, использовать силу голоса, темп речи. Упражнения по фонетике можно включать и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий.
Например игра «Подскажи словечко» учит детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова,близкие по звучанию, подходящие по смыслу ; здесь же происходит развитие фонематического слуха.
Правильный подбор небольших стихотворений, в которых встречается изучаемый звук чаще, чем другие, улучшает не только произношение этого звука, но и развивает память, дикцию, темп и выразительность речи.
Наглядный материал, рисунки к тексту помогают ребенку лучше его понять и запомнить.
Задания «Найди одинаковые картинки», «Найди различия» способствуют развитию таких умений как сравнение,способность анализировать, помогает распределять и переключать внимание.
У детей в этом возрасте(3 — 4 года) начинают активно развиваться высшие психические функции : внимание, память, формируется воображение,ребенок учится на основе словесного описания создавать образы предметов. Поэтому уже можно включать в занятия загадки. Пока что это могут быть загадки о тех предметах окружающего мира, с которыми часто сталкивается, или хорошо знаком ребенок: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки.
В занятия включаются физкультминутки, которые развивают общую моторику. Кроме того,такие упражнения способствуют развитию памяти, тренируют четкое произношение, помогают сделать речь плавной и выразительной. Слова и движения лучше запоминаются в игре.
Задачи :
1. Учить правильному произношению гласных звуков «А», «О», «»И», «Ы», «У» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.
2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «К», «Г», «Х», «Н», «Т», «Д», «Л», «Ф», «В», «С», «З», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.
3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
1. Учить правильной интонации : умения регулировать темп речи, использовать силу голоса и речевое дыхание.
2. Формировать умение говорить, используя нормы литературного произношения.
3. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами, эмоционально высказывать свою мысль с разнообразной интонацией.
4. Знакомить с понятиями «ЗВУК», «СЛОВО».
Ребенок к концу года должен :
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», , «Ы», «И», «У» - изолированно,в слогах, в словах и фразовой речи.
- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «»Н», «Д», «Т», «К», «Г», «Х», «В», «Ф», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в слогах,в словах и фразовой речи.
- уметь самостоятельно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание.
- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.
- понимать значение терминов «звук» и «слово».
- уметь выполнять пальчиковую гимнастику.
- рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать несложные предметы