Папки-передвижки

Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности

галина морозова
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей.

«Творчество, - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

Публикация «Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности» размещена в разделах

Творчество - психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Чтобы успешно развивать творчество воспитателю необходимо создавать в работе с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу сотрудничества, позволяющую нашим детям раскрепоститься. Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Во многих исследованиях (Ветлугина, Асафьева) доказывается эффективность использования механизмов художественно - творческой деятельности как средства самореализации личности, подтверждается, что в силу активации творческих способностей улучшается и психо - эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок с рождения наделён способностями и задатками, стремлением к самореализации. А самореализация - одна из основных потребностей. Проблема развития художественно-творческих способностей в дошкольной педагогике актуальна была всегда и особенно обострилась в современном мире. В реалиях современного мира и очень часто встречаемых стрессовых ситуаций у детей, а также их закомпъютеризованности, сформирование творческой личности, развитие художественно-творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является достижение этой цели через продуктивную деятельность.

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Что же такое продуктивная деятельность?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование).

Именно через связь продуктивной деятельности с художественным направлением ребёнок наиболее полно познаёт окружающий мир, наиболее полно задействованы глаза, руки, мысли, чувства, у каждого свои, ни на кого ни похожие, что придаёт работе отпечаток яркой индивидуальности и позволяет познать себя.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение или какую-то поделку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Через продуктивную деятельность мы решаем следующие задачи: формируем эмоциональное отношение к предметам эстетического характера,создаём эмоционально - положительное настроение; развивается эстетическое восприятие, образное мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, воображение, мелкая моторика рук; воспитывать самостоятельность, интеллектуальные способности (активизируем словарь, коммуникативные навыки, эмпатию, эстетический вкус, развиваем интерес к продуктивной деятельности и формируем восприятие предметного мира и моделирование в ёё различных видах; воспитываем умение действовать совместно.

Эти задачи творческого развития дошкольников через продуктивную деятельность можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества. Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы.

Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания. Мы используем их и при обучении детей. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования: пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое. Всё это будит фантазию, развивает воображение, улучшает эмоциональное состояние наших детей.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глина, пластилин, солёное тесто.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Часто происходит на наших занятиях сочетание разнообразных видов деятельности : рисование с аппликацией или конструированием, частое использование бросовых материалов. Обязательно стараемся выполнять коллективные работы, которые необходимы для умения детей проговаривать свои действия, уметь договариваться, делиться какой то деталью, оказать помощь.

В группе мы создаём необходимую развивающую среду, обогащаем изоуголки материалами для использования в свободной деятельности. и конечно, контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно поощрять деятельность детей.

Какие способы и приемы использую в своей работе: Проектная деятельность (например цикл посвящённый Сергею Есенину и как итог создание книги "Мой Есенин", игровые приемы, наблюдение детьми за процессом создания объекта, использование образцов воспитателя, игровые упражнения, экспериментирование и опыт, рассматривание иллюстраций, экскурсии, наблюдение, художественное слово, рассказ.

Важное условие развития художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, принимает развивающий характер. Детское творчество, как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. хочется закончить словами Рубинштейна ]. «Развитие творческих способностей, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».

Литература:

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3. Мышева. Т. П. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я №1. 2011. 3. Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды. // Детский сад: теория и практика. № 7/2013. 4. Гуляева О. И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. опубликовано |v международная практическая конференция " Педагогический опыт: теория, методика, практика". 25.02.2016воспитатель МБДОУ Д/С №36 «Кэрэчээн» Саха /Якутия/ Респ//интернет ресурс Интерактивплюс. 5. сайт www.maam.ru 6. Сергеева Г. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. //журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3. июнь. 2016.

Публикации по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей современного дошкольника» — фотоотчет«Развитие художественно-творческих способностей современного дошкольника» — фотоотчет В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации,.

Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» (слайд № 1) Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Опыт работы на тему: «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе.

Развитие художественно — творческих, изобразительных способностей в процессе интегрированных музыкальных занятий Развитие художественно – творческих, изобразительных способностей в процессе интегрированных музыкальных занятий Детство это яркий непосредственный.

Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.

Развитие художественно творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изображения природы «Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивной деятельности Тематический контроль по теме:«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»[/h3].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности
Опубликовано: 6 октября 2017 в 21:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем галина морозова (УИ 1273809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД