Фируза Никулина
Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
(по книге Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь.)
Мячик катится вокруг,
Мой весёлый, круглый друг.
План семинара-практикума
Введение
Развитие грамматического строя речи
Ход
Введение
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
Публикация «Развитие грамматического строя речи, Игры с мячом, Семинар-практикум для воспитателей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.
Ниже описаны игры с мячом, направленные не обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.
Развитие грамматического строя речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.
Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л. Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1. Величина – большой, высокий, широкий.
2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).
4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.
6. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.
7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.
8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.
9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.
Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу.
Игры с мячом
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.
1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.
Группа 1.
у тигра – тигренок
у льва – львенок
у слона – слоненок …
Группа 2.
у медведя – медвежонок
у волка – волчонок
у белки – бельчонок…
2. Игры с мячом “Кто чем занимается? ”
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый: Дети:
строитель строит
повар варит.
3. Игры с мячом “Хорошо - плохо ”
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий: Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Ведущий: Дети:
Собака Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает,
играет, кусается, ласкается…
Кошка Мурлычит, крадется, царапается, умывается…
Мышка… Шуршит, пищит, грызет, запасает.
5. Игры с мячом “Кто кем был?”
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом
лягушка – головастиком…
Литература
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.