Елена Сулимчик
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Нарушение формирования моторной сферы оказывается неизбежным при общем недоразвитии речи, так как овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук. Так при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:
Нормализация мышечного тонуса.
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужно использовать релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)
Важно:
– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.
Разучивать упражнения лучше индивидуально:
– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.
Формирование графо-моторных навыков.
Это направление можно разделить на несколько этапов.
1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.
На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:
а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.
Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т. д.).
2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.
На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка, учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.
3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку., крючочки и т. д
4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки.
Нормализация оптикопространственных ориентировок.
Последовательность работы на этом этапе :
1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении.
На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)
3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.
Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
5. Ориентировка ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа.
6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.
Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т. е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.
7. Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.
Последовательность работы ;
1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Диференциация смешиваемых букв.
На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т. д.
При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.
Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, ставятся следующие задачи:
1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
5. Увеличить объем внимания, памяти.
6. Развивать речь.
7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Обучение детей пятилетнего возраста графическим навыкам проводится в два этапа:
1-й этап – подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики.
Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз, горизонтальными (слева – направо, наклонными (сверху – вниз, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д., крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т. д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”.
2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. :
1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.
На этом же этапе, начиная с 5,5 лет можно обучать использованием элементов букв. ребенка штриховке с
Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.
Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.
Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т. д., пространственное ориентирование.