Анна Гиль
Развитие графомоторных функций у детей дошкольного возраста
МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 107 г. Сочи
Тема:
Развитие графо-моторных функций у детей дошкольного возраста
Подготовила
Воспитатель Гиль Анна Викторовна
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант
Развитие мелкой моторики – основополагающий показатель готовности ребенка к обучению в школе, готовности мозга правильно усваивать получаемую информацию и способности мыслить и размышлять. Ребенок, у которого имеется высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память и внимание, связная речь. Большинство школьных педагогов начальных классов считают, что первоклассники часто испытывают определенные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный и одновременно важный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Письмо требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к тому, что в школе детям будет тяжело писать, плохой почерк и им будет тяжело впитывать полученные знания, отсюда и негативное отношение к учебе и тревожное состояние ребенка в школе.
Публикация «Развитие графомоторных функций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский)
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Графо-моторный навык формирует :
- зрительные внимание и память;
- зрительно-пространственное воображение;
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля;
- зрительно-моторные навыки;
- слухо-моторные координации;
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме);
- и самое главное – это мелкая моторика!
Виды деятельности, способствующие развитию графо-мотороной функции ребенка :
Пальчиковая гимнастика
Шнуровки
Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
Игры с песком или манкой: прорисовывание элементов,
Букв, цифр, животных и т. д.
Игры с крупами: поиск в крупе загаданных предметов, пальчиковый бассейн, перебирание крупы
Вырезание, лепка, оригами
Игры с лего, пазлами, всевозможными мозайками
Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
Поделки из природных материалов
Шитье, вязание, плетение и др.
Этапы развития графо-моторных навыков :
I этап – это развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством - повышается работоспособность головного мозга и стимулируется речевое развитие ребенка.
II этап – формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений: ориентировка в собственном теле; ориентировка в окружающем пространстве; уточнение пространственного расположения фигур и букв.
III этап - развитие зрительного гнозиса : контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, контурные изображения, наложенные друг на друга и др. Уточнение представлений о форме, цвете, величине. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Развитие зрительного анализа и синтеза;
IV этап – изобразительно-графические способности.