светлана гудникова
Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста по средствам стретчинга
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В современной науке особую остроту приобретает проблема развития гибкости детей 6 – 7 лет на занятиях двигательной деятьности.
Упражнения стретчинга – статические упражнения, направленные на растяжение мышц, способствуют развитию гибкости, и используются как средство повышения работоспособности и профилактики травматизма.
Ключевые слова: стретчинг, гибкость, гимнастика, методика, статистические упражнения, методика, физическая культура.
Темочки:
В последние годы, не только за рубежом, но и в нашей стране широкое распространение получил стретчинг. Под стретчингом подразумевается система статических упражнений, имеющих направленность на развитие гибкости и способствующие повышению эластичности мышц.
С английского слово «stretching» переводится как растягивание. Так, стретчинг включает в себя ряд упражнений, имеют направленность на развитие подвижности в суставах и совершенствование гибкости. Эти упражнения могут быть использованы на утренней зарядке, разминке и в качестве средства, служащего для специальной подготовки в различных видах спорта. Стретчинг направлен на развитие подвижности в суставах и увеличение амплитуды движений. Возникновение стретчинга произошло в 50-е годы в Швеции, но активное применение в оздоровительной физической культуре и спорте он получит только спустя 20 лет. Данная методика была признана во всем мире и получила широкое распространение и практически вытеснила остальные методики, так как имеет опору на все анатомические и физиологические знания, а также имеет максимальное использование всех скрытых возможностей организма, что и обуславливает ее эффективность.
Кроме того, данная методика отличается сравнительно небольшой дозировкой упражнений и возможностью гибкого регулирования объема, и интенсивности нагрузок, что и сделало данные упражнения составной частью реабилитационной гимнастики и оздоровительной гимнастики, комплексов аэробики, а также частью силовой тренировки. Упражнения стретчинга выступают хорошим примером физических упражнений, привносящие удовольствие, как в сам процесс тренировки, так и после него.
Упражнения, направленные на развитие гибкости используются не только в разминке перед тренировочными занятиями, но и являются большей частью утренней зарядки. В ходе планирования работы, направленной на развитие гибкости необходим учет того, что процесс развития активной гибкости происходит в 1,5-2 раза медленнее, чем развитие пассивной гибкости.
Так же разное время требуется для развития подвижности в различных суставах. На продолжительность работы влияют многие факторы, такие как структура сустава и мышечной ткани, возраст и построение тренировочного процесса, который является определяющим фактором.
В процессе физического воспитания в ДОУ стретчинговые упражнения педагоги используют в разминке, следуя за упражнениями на разогревание, и служат средством подготовки мышц, связок и сухожилий к выполнению высокоинтенсивной и объемной нагрузки; в основной части занятия стретчинг используется в качестве средства, служащего развитию гибкости и повышению эластичности мышц и связок; в заключительной части тренировки стретчинг занимает место средства служащего восстановлению после высоких нагрузок, а так же средством профилактики травм опорно-двигательного аппарата.
Стретчинг включает в себя преимущественно статические упражнения, с различным характером работы мышц. Существует несколько различных вариантов стретчинга.
Наиболее распространенной является следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1 – 5 секунд, затем расслабление мышцы 3 – 5 секунд и после этого растягивания в статической позе от 16 до 60 секунд. Широкое использование также получил следующий способ выполнения упражнений стретчинга : динамические (пружинистые) упражнения, которые выполняются в процессе разминки или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.
Педагоги ДОУ на занятиях двигательной деятельности используют два типа тренировочных комплексов.
Первый тип тренировочного комплекса носит избирательное воздействие, в его состав входят упражнения, выполнение которых ведет к растягиванию одних и тех же групп мышц, так, например, в такой комплекс может входит 5-7 упражнений, направленных на растягивание мышц задней поверхности бедра.
Второй тип тренировочного комплекса имеет смешанное воздействие и включает в себя 5-7 упражнений, воздействующих на разные группы мышц.
Наибольшая эффективность достигается при ежедневном использовании стретчинга в течение 15-20 минут, при этом должны чередоваться занятия смешанного или избирательного воздействия.
Эффективность стретчинга заключается в улучшении самочувствия. Также необходимым является контроль динамики подвижности суставов, если наблюдается улучшение подвижности, значит, избранная методика стретчинга является достаточно эффективной.
Знание процессов, которые происходят в различных частях тела, способствует успеху стретчинга. Но в целом, воздействие упражнений на организм занимающегося человека зависит от того, как оно выполняется.
При стретчинге длительность упражнения составляет от 5 до 30 секунд., тем не менее, необходимо учесть, что количество повторов каждого упражнения составляет 5-7 раз по 15 – 30 секунд с перерывом в 10 – 30 секунд, так суммарная длительность выполнения каждого упражнения составляет от 2 до 7 минут.
Необходимо учитывать и тесную связь длительности упражнения и его интенсивности, а также с механизмами регуляции напряжения растянутых мышц.
При стретчинге активизация сердечно-сосудистой системы является незначительной, ввиду небольшой механической работы и не больших энергозатрат, наблюдаемых в ходе стретчинга. Даже в процессе занятия длительность которого составляет 40-60 минут частота сердечных сокращений не превышает 120 – 130 ударов в минуту, а в состоянии покоя данная величина составляет 60 – 80 ударов в минуту.
Интенсивность упражнения, характеризуется амплитудой сгибания в суставах и напряжением растянутых мышц, в принятой позе. Величина напряжения мышц имеет прямую зависимость от активности всех мышечных волокон, синхронности их напряжения и сокращения при длине покоя. При выполнении различных упражнениях необходимо регулировать интенсивность нагрузки за счет напряжения мышц. В разных позах, принимаемых в процессе выполнения различных упражнений, необходимо стремиться к достижению максимальной амплитуды так, чтобы можно было ощутить растянутость мышц. В таком положении растянутая мышца является достаточно активированной без всякого напряжения. При напряжении мышц в таком положении происходит повышение интенсивности упражнения, а тренирующий эффект возрастет.
Использование педагогами методик стретчинга на занятиях по физической культуре, имеет преимущественную направленность на развитие гибкости, а результат достигается при улучшении состояния суставов и мышц.
Все методики растягивания имеют ориентированность на определенные группы мышц, а методики стретчинга нацелены не только на мышцы, но и на нервно – мышечную единицу, что и является основанием каждого конкретного случая применения методик растягивания.
С целью воздействия стретчинга необходимо знать и то, что все органы движения – пронизаны чувствительными нервами, которые с одной стороны определяют степень напряженности в тканях и передают данную информацию в центральную нервную систему, а с другой – осуществляют пространственную ориентацию и информируют центральную нервную систему о нахождении в свободном пространстве на данный момент.
Оптимальная работа мышц может быть достигнута только путем оптимального мышечного напряжения. Стретчинг является средством, способствующим оптимизации мышечного тонуса, а, следовательно, и средством улучшения работы мышц.
Методика стретчинга достаточно индивидуальная. Тем не менее можно рекомендовать определенные параметры занятий:
1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 секунд (для начинающих и детей – 10 – 20 секунд).
2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 – 30 секунд.
3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 минут.
5. Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.
Занятия, направленные на увеличение подвижности в суставах, в ДОУ проводяться ежедневно, так как повторный метод выступает основным методом, способствующим развитию гибкости.
Таким образом, одним из средств развития гибкости на занятиях двигательной деятельности в ДОУ выступает стретчинг, который служит средством развития подвижности в суставах и увеличения амплитуды движений, а также оптимизирует мышечный тонус и улучшает работу мышц.
Литература
• Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. - М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
• Брыкин, А. Т. Гимнастика. / А. Т. Брыкин. - М. : Физкультура и спорт, 1985. – 56 с.
• Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский // – М. : Терра спорт, 2002. – 48 – 49 с.
• Журавин, М. Л. Гимнастика: Учеб. для студ. Высш. учебн. заведений / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др. ; Под ред. М. Л.
• Кечеджиева, Л. Обучение детей художественной гимнастике / Л. Кечеджиева. - М. : физкультура и спорт, 1985. – 93с.
• Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (Текст) : Учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. – М: ФиС,1991. – 543с.
• Меньшиков, Н. К. Гимнастика с методикой преподавания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Н. К. Меньшиков. – М. : Просвещение, 1990
• Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике: / Е. Г. Попова. – М. : Терра спорт, 2000.
• Степаненкова, Э. Я. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка / Э. Я. Степаненкова. – М. : ACADEMIA, 2000. – 529 с.