Приложение МААМ

Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте

Людмила Бочкарева
Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Бочкарева Людмила Александровна, воспитатель

МОУ «Москворецкая гимназия», Московская область г. Воскресенск

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. В современных условиях педагогического процесса важным является формирование не только базовых знаний, но и функциональных умений, которые помогут детям успешно адаптироваться в обществе и в дальнейшем обучении. Статья рассматривает понятие функциональной грамотности, ее составляющие, методы и приемы, а также примеры активной работы с детьми в подготовительной группе для достижения этой цели.

Темочки:

Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольное образование, методики, развитие, подготовительная группа, образовательный процесс.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания в практических ситуациях. В дошкольном возрасте формирование таких навыков является основой для успешного обучения в школе и жизни в обществе. Важно, чтобы дети не только знали буквы и цифры, но и умели применять эти знания в различных ситуациях. Это может касаться как чтения и письма, так и умений решать практические задачи, понимать окружающий мир и общаться с другими людьми.

Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность включает в себя несколько ключевых компонентов:

Чтение и письмо. Умение воспринимать информацию в текстовом виде и выражать свои мысли письменно.

Математическая грамотность. Способность использовать математические знания для решения практических задач.

Информационная грамотность. Умение находить, оценивать и использовать информацию из различных источников.

Социальная грамотность. Способность взаимодействовать с окружающими, понимать социальные нормы и правила, а также работать в команде.

Методы и приемы развития функциональной грамотности

Для эффективного развития функциональной грамотности в подготовительной группе можно использовать разнообразные методы и приемы, включая:

Игровые технологии. Игры являются естественной формой деятельности для дошкольников. Игры на развитие коммуникационных навыков, ролевые игры, игр с правилами способствуют формированию у детей необходимых умений.

Чтение книг и рассказов. Совместное чтение литературы помогает развивать у детей навыки восприятия информации, расширяет словарный запас и формирует интерес к чтению. В процессе обсуждения прочитанного дети учатся высказывать свое мнение и задавать вопросы.

Проектная деятельность. Реализация проектов, связанных с определенной темой, позволяет детям освоить навыки работы в группе, проводить исследования, собирать информацию и представлять результаты.

Практические занятия и игрушки. Построение ситуаций, в которых дети должны применить свои знания на практике, например, в игре в магазин, помогает развивать математические и социальные навыки.

Работа с визуальными и аудиовизуальными материалами. Использование картинок, графиков, видеороликов помогает детям лучше усвоить информацию и развивает их смысловое восприятие.

Примеры активной работы с детьми

Развлекательные и обучающие игры. Например, игра «Что где когда?», в которой дети должны находить предметы по описанию, развивает внимательность и умение анализировать.

Книги для обсуждения. Чтение книг с яркими иллюстрациями и поучительными историями (например, сказок А. С. Пушкина или фольклора) позволяет вдохновить детей на различные виды деятельности — рисование, создание поделок, ролевые игры.

Проект «Мой любимый овощ». В рамках этого проекта дети могут исследовать различные овощи, узнавать о них от взрослых, а затем создать совместную книжку о них, включающую рисунки или фотографии.

Создание «Книги хороших манер». Дети могут нарисовать картинки и написать простые правила хороших манер, что поможет им осознать важность общения и взаимодействия в социуме.

Развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста — это важный и многоаспектный процесс, который требует осознанного подхода со стороны воспитателей и родителей. Разнообразие методов и форм работы с детьми позволяет эффективно формировать функции грамотности, что является основой для успешного обучения в школе и повседневной жизни. Создание условий для активного, познавательного и творческого общения между детьми способствует более глубокому усвоению знаний и формированию умений, необходимых для успешной социальной адаптации.

Список литературы

1. Браун Р. И. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования // Педагогическая наука и практика. 2017. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-raboty-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-v-usloviyah-obnovleniya

2. Винокурова Наталья Валентиновна, Васенина Светлана Ивановна, Мазуренко Оксана Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predposylok-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov

3. Галингер Н. А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ // Вестник науки. 2023. №11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-estestvenno-nauchnoy-funktsionalnoy-gramotnosti-u-detey

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте» Что такое мелкая моторика? Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 марта 2025 в 11:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бочкарева (УИ 2255745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД