МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методические рекомендации.

Татьяна Абрамова
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методические рекомендации.
▼ Скачать + Заказать документы

В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как специальное умственное действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, Методические рекомендации,» размещена в разделах

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двухсловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно.

При освоении языка ребенок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

В современной логопедии уделяется огромное внимание состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Обследование детей в массовых садах показало, что в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей имеют стёртую форму дизартрии.

Речевое развитие детей со стёртой дизартрией характеризуется рядом отклонений. В большинстве случаев отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от одного до двух лет. Медленно идёт накопление словаря. Использование фразовой речи – с двух–трёх лет, (а в некоторых случаях и с трёх–четырёх лет). При этом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остаётся фонетически несформированной.

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. С одной стороны, правильное произношение звуков возможно лишь при полноценном восприятии их чётких акустических образов, с другой – правильное восприятие звуков речи на слух обеспечивает и правильное их воспроизведение. У детей со стёртой дизартрией артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие звуковой системы родного языка. В связи с этим у таких детей наблюдается недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Существующие методы коррекции стёртой дизартрии у дошкольников не решают проблему в полном объёме и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной.

Устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. С этой целью нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией.

Игры и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

1 этап. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

«Молчанка»

В тишине ребё нок должен прислушаться к звукам за окном: «Скажите, что шумит?» (ветер, деревья, «Что шуршит?» (листья, «Кто кричит?» (дети, мальчик, «Что гудит?» (самолет, автомобиль, «Кто разговаривает?» (люди). Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада – в соседней группе, в коридоре, на кухне.

«Где стучали?»

Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребёнок должны показать место, откуда слышался звук.

«Что звучало?»

Взрослый берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый издаёт звуки, ребёнок должен сказать, что звучало. Далее используются 3, 4 игрушки.

«Где звучало?»

Взрослый берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а взрослый звенит, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок, не открывая глаз, показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«Жмурки»

Выбирается водящий, ему предлагается закрыть глаза. В это время взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за спину одного из детей, за штору) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, а если удаляется – тихо.

«Ушки на макушке»

Взрослый расставляет на столе ряд предметов : стакан, металлическую баночку, коробку с кнопками (спичками, карандашами, горохом, погремушку. Он предлагает послушать, как звучит каждый из предметов, называя этот предмет. Затем выполняет действия за ширмой, а ребёнок называют, что звучало, гремело. Количество звучащих предметов нужно постепенно увеличивать от двух – трёх, до пяти – шести.

Более сложным вариантом игры является определение схожего звучания: например, постукивать по стакану, чашке, кружке, баночке; или резать тонкую бумагу, плотную бумагу, картон, сминать лист бумаги, разрывать её на кусочки.

«Хлопни как я»

Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребёнок повторяет за ним.

«Громко — тихо»

1. Положить перед ребенком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша узнать, где маленький барабан, а где большой. Просить ребенка внимательно слушать стук барабана и показать, какой барабан стучал. После знакомим ребёнка со словами «громко» и «тихо».

2. Используем маракасы (погремушки) и магнитофон. У ребёнка и взрослого по два маракаса. Взрослый включает музыку громко и показывает ребёнку, что нужно громко ударять маракасы друг об друга, говоря: «Громко». Затем делаем звук тише и взрослый тихо стучит маракасами: говоря: «Тихо». Повторите игру несколько раз, меняя громкость.

«Солнышко и дождик»

Учим малыша переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясём бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой ритмично ударяем по мембране бубна.

Предлагаем ребё нку отправиться на воображаемую прогулку: «Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном – вот так! Если пойдёт дождик, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!»

Повторите игру несколько раз, меняя звучание бубна. Потом предложить ребёнку попробовать позвенеть и постучать в бубен, и поменяться ролями.

«Найди такую же коробочку»

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д. Коробочки делаем парными, чтобы звук не различался, насыпаем одинаковое количество сыпучего материала. Один набор коробочек положить перед ребенком, другой остаётся у взрослого. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звуку. Попросите ребенка найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивать нужно постепенно.

«Мишка и зайчик»

Учим ребёнка определять темп звучания музыкального инструмента (быстро, медленно) и выполнять движения в зависимости от темпа. Предлагаем ребё нку поиграть: «Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду стучать в барабан (бубен) медленно – ходи как мишка, когда я стучу быстро – прыгай быстро, как зайчик! Игру повторить несколько раз, меняя темп звучания барабана. Затем предложите ребенку попробовать самому постучать в барабан в разном темпе (темпы должны заметно различаться, а после поменяться ролями.

«Барабанщик»

Для игры используется барабан с палочками. Предлагаем ребёнку постучать в барабан медленно, быстро; тихо, громко; повторить простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно хлопать в ладоши). После того, как малыш научится различать и воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука: «Я отвернусь (спрячусь) и буду играть на барабане, а ты угадай и скажи, как я играю: громко или тихо, медленно или быстро». Если ребенок не говорящий, предложите ему повторить звук – поиграть на барабане.

«Что упало?»

Покажите ребёнку, что когда мячик падает, получается один звук, а когда падает, например тетрадь совершенно другой. Предложите ребёнку с закрытыми глазами определить, что упало. Можно использовать карандаш, мягкую игрушку, книгу.

2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

«Угадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре – водящий с закрытыми глазами. По указанию взрослого один из детей : а) называет по имени водящего; б) издает какой-либо звук: «ку-ку», «мяу», «ау-ау» и т. п. – водящий должен определить, кто говорил. При правильном ответе место водящего занимает игрок, подавший голос, игра продолжается.

«Далеко – близко»

Взрослый показывает ребёнку игрушечный паровоз (пароход, машину, самолет) и показывает, как гудит паровоз, когда он едет близко громко: «У-у-у», а если далеко – гудит тихо. Закрыв глаза, ребёнок слушает взрослого и определяет, далеко или близко едет паровоз. Затем ребёнок смотрит на игрушку, и сам озвучивает её приближение и удаление, меняя громкость и тембр голоса. Аналогично проводится игра с игрушечными животными – котёнком, телёнком, щенком, цыплёнком и т. д.

«Взрослый или детёныш»

Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детё нышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.) Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

«Слушай и делай!»

Взрослый даёт ребё нку команды: «Подойди к окну и подними руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», «Положи правую руку на пояс, а левую – на голову» и т. д.

«Слушай внимательно!»

Шёпотом за экраном взрослый даёт ребёнку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.

«Телефон»

Взрослый тихо на ушко говорит слово первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

«Делайте, как скажу, а не как покажу»

Взрослый говорит одно, а делает другое. Дети выполняют то, что говорит взрослый.

«Послушайте и сделайте»

Дети слушают только инструкции логопеда (без демонстрации движений) и выполняют физические упражнения.

«Три медведя»

Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

«Аленушка-ревушка»

Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка. Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

«Знайки»

Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик". –

"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".

3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу.

«Красный – зелёный»

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает такую игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный. Затем показывает картинку, громко, чётко называет изображение, а затем чё тко произносит звукосочетания:

БАНАН ВИТАМИН АЛЬБОМ КЛЕТКА ВАГОН БУМАГА

БАМАН МИТАНИН АЙБОМ КЪЕТКА ВАКОН ПУМАГА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

«Цепочка»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

МАК – БАК – ТАК; МОТОК – КАТОК – ПОТОК

ТОК – ТУК – ТАК; БАТОН – БУТОН – БЕТОН

Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

«Какое слово отличается от других?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

«Какое слово звучит не так?»

Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

МАК – БАК – ТАК – БАНАН

СОМ – КОМ – ИНДЮК – ТОМ

«Назвать самое короткое слово»

Взрослый произносит четыре слова, а ребёнок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК

СОСУЛЬКА – ОТТЕПЕЛЬ – МАЙ – ПРОТАЛИНА

«Назвать самое длинное слово»

Взрослый произносит цепочку слов, ребёнок на слух выделяет самое длинное слово.

ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД

БОМБА – ПУЛЯ – ГРАНАТА – МИНА

«Подскажи словечко»

Взрослый произносит четверостишие, не договаривая последнее слово. Ребёнок должен сказать это слово. Например:

«Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Винтокрылый … (вертолёт)».

«Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)

ез ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Ты девочка, а я (игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую (лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали (автобусы, трамваи, такси)

«Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать нужное из слов, близких по звуковому составу, в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может всё, хоть ростом мал?

( Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

«Придумай слово»

Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

«Чем отличаются слова»

Взрослый предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов разницу в звучании этих слов.

«Мое слово»

Взрослый предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное. Картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка. Картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток. Картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

4 этап. Различение слогов (анализ и синтез). (5 лет)

На данном этапе дети учатся различать слоги.

«Назови лишний слог»

Взрослый предлагает послушать и определить, какой слог лишний:

НА – НА – НА – ПА

Постепенно слоговые ряды усложняются.

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребёнок говорит, какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА-, 2-й слог - ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«Составь слово из слогов»

Взрослый чётко произносит слоги, а ребёнок должен повторять слоги за взрослым, одновременно отхлопывая в ладоши. Затем ребёнок говорит, какое слово получилось. ЛУ-, -НА = ЛУНА; УТ-, -РО = УТРО;

КОС-, -МОС = КОСМОС.

«Паровозик и вагончики»

На паровозик кладётся картинка. Паровоз – это слово, ребёнок называет слово, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу вагончики. Если в слове 1 слог, то к паровозу присоединяется 1 вагончик, если 2 слога – 2 вагончика и т. д.

5 этап. Различение фонем родного языка (6 лет)

На этом этапе работа начинается с дифференциации гласных звуков. Предлагаются такие игры.

«Чей звук?»

Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, ребёнка, медвежонка и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, ребёнок плачет а-а-а-а-а, медвежонок поет и-и-и-и». Далее взрослый произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Усложненный вариант игры:

а) взрослый произносит звуки кратко;

б) вместо картинок дети получают цветовые символы гласных звуков (фишки красного цвета, например, [а, у, и].

в) в ряд гласных [а, у, и] включают другие звуки, например [о, ы, э] на которые дети не должны реагировать.

«Подними руку, когда услышишь голос»

Взрослый произносит гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы] вслух и шёпотом (вразбивку). Дети должны поднять руку только тогда, когда услышат голос (гласный звук).

«Подними руку, когда услышишь гласный звук [ а]»

Взрослый произносит ряд звуков: [в, г, п, а, м, ш, о, а, д …]. Дети поднимают руку только тогда, когда слышат звук [а]. Далее аналогично с другими гласными звуками [о, у, и, э, ы]. Усложняем задания, произнося слоги, слова. Дети должны поднять руку или фишку, если в слоге и в слове есть заданный звук.

«Поймай звук в ладошки»

Взрослый произносит сначала звуки, затем слоги и, наконец, слова. Дети «ловят» в ладошки заданный звук. Например: «Поймайте в ладошки звук [з]». Логопед произносит звуки [а, м, з, р, к, з], потом слоги: ВА, ГО, ЗА, РО, ЗА, ЛА, МУ, ЗУ и, наконец, слова: ЗАЙКА, МАЙКА, БАЙКА, ШАЙКА.

«Какой звук лишний?»

Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем взрослый называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).

«Различай и повторяй»

Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с»предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т. д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с»предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с»предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

«Озорные звуки»

Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица

Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке,

Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грач-ей).

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают сайки (чайки).

6 этап. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Эта работа начинается с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Взрослый показывает и объясняет, как отхлопываются слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Предварительно проводится анализ гласных звуков.

«Сколько гласных, столько фишек»

Детям раздают несколько кружков красного цвета (символы гласных). Взрослый произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например [а], [у а], [о и у] и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько гласных звуков они услышали.

«Назови первый звук»

Взрослый произносит слова, а дети выделяют первый гласный звук.

«Назови последний звук»

Взрослый произносит слова, а дети выделяют последний звук.

«Две шеренги»

Дети должны разложить картинки на наборном полотне так, чтобы с одной стороны оказались картинки, названия которых заканчиваются на звук [Т], а с другой - на звук [К].

«Звукоед»

Взрослый показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т. к. этот звук проглотил старичок Звукоед, например: «Тан_, Пау_, Като_, Ки_» и т. д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

Анализ и синтез можно проводить также в играх:

«Помоги Незнайке»

Назови, сколько звуков в слоге от? Что длиннее слог от или слово кот?

«Соберите звуки в ладошку»

Дети «складывают» в ладошку «пойманные» звуки, а другой рукой «ловят» звуки, которые им «бросает» взрослый, например: «Ловите» звуки: [Л] [А] [К]. «Верните» мне слово». (ЛАК)

Развитию слухового внимания способствуют следующие игры:

«Исправь ошибки Незнайки»

Взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Дети должны назвать слова правильно.

«Лежит лентяй на подушке,

Грызет, похрустывая, пушки» (сушки)

«Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом» (сом)

«Назови последний звук слова»

Взрослый произносит слово и бросает мяч ребёнку, тот называет последний звук этого слова и перебрасывает мяч взрослому.

Слова могут кончаться как на согласные, так и на гласные звуки, но нельзя предлагать слова, в которых звонкий согласный оглушается (мороз, паровоз, нож, дуб).

«Где звук спрятался?»

Взрослый показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук) : в начале, в середине или в конце слова.

«Рыбка»

Взрослый показывает разрезанную на три части рыбку, объясняя, что рыбка – это слово: начало – рот рыбки, конец – хвост, тело и плавники – середина. Ребё нок с помощью рыбки определяет место заданного звука: звук в начале слова – рот рыбки, в середине или в конце – хвостик рыбки.

«Рыбалка»

В круглом аквариуме лежат картинки, на каждой картинке скрепка. Ребёнок с помощью игрушечной удочки «вылавливает» картинку. По заданию взрослого нужно назвать картинку, назвать первый или последний звук в слове.

«Живые звуки»

Из следующего набора букв составить, как можно больше слов.

К О Т Р

Выбираются 4 ребёнка, которым присваивается название какого-либо звука, переставляя их местами, дети составляют слова. Количество составленных ребёнком слов может служить показателем развития воображения ребёнка и его словарного запаса, способности к звуковому анализу и синтезу.

Например: рот, ток, корт, кот.

«Придумай слова»

1). Придумать слова на заданный звук, например на звук [т] : ТАНК, ТАПКИ, ТУФЛИ, ТАБУРЕТ …

2). Составить слова, начинающиеся на звуки, входящие в состав слова:

корова. Например: [К] – каша, [А] – арбуз, [Р] – рот, [О] – остров, [В] – волк, [А] – астра.

«Домики для звуков»

Разложить картинки на 2 группы: картинки, в которых первый звук мягкий согласный отправить в зелёный домик, а картинки, в которых первый звук твёрдый согласный – в синий домик.

«Молоточек и пёрышко»

Разложить картинки на две группы: с первым мягким согласным звуком к пёрышку, с первым твёрдым согласным звуком – к молоточку: лодка, лента, лимон, лампа…

Аналогично по выделению последнего согласного звука в слове.

«Незнайкины ошибки»

Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.

Маша кукле шар (ШАРФ) вязала.

Ей Наташа помогала.

Серый вол (ВОЛК) голодный, злой

Ходит по лесу зимой.

«Недостающие звуки»

Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?

1. Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ).

2. Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет.

3. В зоопарке живет сон (СЛОН). Словно дом огромен он.

4. Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить арки (МАРКИ).

5. Подарили нам игрушки: целый день стреляют ушки (ПУШКИ).

6. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче лапу (ЛАМПУ).

7. Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие кошки (КРОШКИ).

«Лишние звуки»

А теперь – наоборот: найдите лишние звуки в словах. Где они стоят?

1. Говорит Володя Коле: «Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе.

2. В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ).

3. Вадик спит и видит слон (СОН, что летит в ракете он.

Список литературы

1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. — СПб. : Детство - пресс, 2005. — 48 с.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 254 с.

3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 320 с.

4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

5. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : методическое пособие / Г. Г. Голубева. – СПб. : РГПУ им. Герцена, 2000. – 62 с.

6. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] : методическое пособие / Н. В. Дурова. — М. : Мозаика-Синтез, 2002 — 112 с.

7. Кириллова, Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста [Текст] / Е. В. Кириллова – М. : Сфера, 2010. – 64 с.

8. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет [Текст] : учебно – методическое пособие к рабочей тетради / Е. В. Колесникова. – Ювента, 2010. – 96 с.

9. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : РГПУ им. Герцена, 2001. – 191 с.

10. Миронова, Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы [Текст] : альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н. М. Миронова. - М. : Гном и Д, 2009. – 43 с.

11. Ткаченко, Т. А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь [Текст] : учебно – методический комплект / Т. А. Ткаченко. – М. : Книголюб, 2008. – 56 с.

12. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника [Текст] : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2005. – 32 с.

13. Шевченко, И. Г. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / И. Г. Шевченко. - СПб: Детство – Пресс, 2011. – 128 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методические рекомендации.
Опубликовано: 24 июня 2013 в 16:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методические рекомендации.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Абрамова (УИ 112687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД