Приложение МААМ

Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте

Матвиенко светлана
Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Чаще всего трудности в период обучения грамоте испытывают дошкольники, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из главных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы.

Публикация «Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте» размещена в разделах

Освоить фонематический анализ – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать метод наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

- знакомство детей с понятием “слово” и его протяженностью;

- образное представление структуры слова;

- интонационное выделение звука в слове, определять место звука в слове (в начале, середине, конце);

- умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове

- формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

- графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Поэтому на занятиях по обучению грамоте ставится цель – сформировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

• выделение в словах первого гласного звука;

• анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

• определение последнего гласного звука в словах;

• определение первого и последнего гласного звука в словах;

• определение наличия либо отсутствия в словах звука;

• определение первого согласного звука в словах;

• определение последнего согласного звука в словах;

• определение гласного звука в середине односложных слов;

• синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

• определение позиции согласного звука в словах;

• определение количества слогов в словах;

• синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Для дошкольника эти задания сложные, не всегда понятные. В связи с этим, чтобы добиться устойчивого интереса на занятиях по обучению грамоте, оптимизируется процесс обучения грамоте заданиями на компьютере.

Создаются презентации с закрепляемым звуком, буквой. В презентации включаются игровые приемы, через которые формируются, совершенствуются, навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух, фонематическое восприятие. Эти задания наиболее сложные, и поэтому при закреплении их через презентации у детей появляется живой интерес к занятиям по обучению грамоте. Данные презентации используются как на начальном этапе – знакомство с буквой, звуком, так и на этапе закрепления. Занятия могут быть, как подгрупповыми, индивидуальными, так и подгрупповыми. В этих заданиях дети помогают исправить ошибки сказочных героев, помогают им справится с заданиями. Таким образом, в ненавязчивой форме, через игру у детей формируются навыки звукового анализа и синтеза.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте
Опубликовано: 31 августа 2022 в 10:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Матвиенко светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД