Матвиенко светлана
Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Чаще всего трудности в период обучения грамоте испытывают дошкольники, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из главных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы.
Публикация «Развитие фонематического восприятия как основной составляющей подготовки к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Освоить фонематический анализ – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать метод наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:
- знакомство детей с понятием “слово” и его протяженностью;
- образное представление структуры слова;
- интонационное выделение звука в слове, определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
- умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове
- формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
- графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Поэтому на занятиях по обучению грамоте ставится цель – сформировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
• выделение в словах первого гласного звука;
• анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
• определение последнего гласного звука в словах;
• определение первого и последнего гласного звука в словах;
• определение наличия либо отсутствия в словах звука;
• определение первого согласного звука в словах;
• определение последнего согласного звука в словах;
• определение гласного звука в середине односложных слов;
• синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
• определение позиции согласного звука в словах;
• определение количества слогов в словах;
• синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Для дошкольника эти задания сложные, не всегда понятные. В связи с этим, чтобы добиться устойчивого интереса на занятиях по обучению грамоте, оптимизируется процесс обучения грамоте заданиями на компьютере.
Создаются презентации с закрепляемым звуком, буквой. В презентации включаются игровые приемы, через которые формируются, совершенствуются, навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух, фонематическое восприятие. Эти задания наиболее сложные, и поэтому при закреплении их через презентации у детей появляется живой интерес к занятиям по обучению грамоте. Данные презентации используются как на начальном этапе – знакомство с буквой, звуком, так и на этапе закрепления. Занятия могут быть, как подгрупповыми, индивидуальными, так и подгрупповыми. В этих заданиях дети помогают исправить ошибки сказочных героев, помогают им справится с заданиями. Таким образом, в ненавязчивой форме, через игру у детей формируются навыки звукового анализа и синтеза.