Екатерина Кравцова
Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Публикация «Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах
Возрастные нормы развития фонематического восприятия
Первый год жизни: на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резких звуках; в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам; в три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку; с четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам; к полугоду различает свое имя; к концу первого года жизни малыш различает часто употребляемые слова.
Второй год – фонематическое восприятие активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Третий год – возможность ребенка определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
Четвертый год – фонематическое восприятие совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
Пятый год – формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Игры для развития фонематического восприятия
1. Различение на слух неречевых звуков:
«Что звучало?»
Предложите ребенку закрыть глаза, послушать разные звуки и отгадать, что звучало.
«Шумящие мешочки»
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен отгадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучит.
«Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка…
«Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
2. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте голоса:
«Узнай голос»
Ребенок отгадывает голоса близких людей (называет человека, который сказал фразу, имя,).
«Громко-тихо»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
«Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый.
Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3. Различение сходных по звучанию слов:
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Верно-неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
4. Различение слогов:
«Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.
Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
5. Различение звуков:
• Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
• Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
6. Освоение навыков анализа и синтеза:
«Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
«Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Уделяя внимание развитию фонематического восприятия, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.