Cветлана Цицарова
Развитие фонематических процессов у дошкольников с задержанным развитием
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВКЛЮЧАЮТ :
• ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
• ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
• ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ.
Публикация «Развитие фонематических процессов у дошкольников с задержанным развитием» размещена в разделах
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания. Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема» : доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л. С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи».
Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух» -это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВУКОВУЮ ОБОЛОЧКУ СЛОВ.
Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха
Т. Е. ЭТО СПОСОБНОСТЬ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ,КОТОРЫЕ МЫ СЛЫШИМ ИЗ ФОНЕМ ДАННОГО ЯЗЫКА.
включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Нарушение фонематического слуха вызывает практически у всех детей отставание в речевом развитии, а именно нарушение звуко -произносительной стороны речи.
Задумайтесь, почему совершенствовать знания иностранного языка лучше в той стране, где все говорят на нем? Нужно побывать в речевой среде изучаемого языка, чтобы уловить его характерные черты и научиться им подражать.
Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие включает :
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
умение подсчитывать количество звуков в слове.
В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух.
Из фонематического восприятия Эльконин выделил более сложные уровни – фонематический анализ и синтез.
Анализ: Умственные действия по анализу звуковой структуры слова:
разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Синтез: Умственные действия по синтезу звуковой структуры слова:
слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Т. е устойчивые представления о звуках речи (фонемах, правильное использование звуков речи для различения слов.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова,
является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Нарушения фонематических процессов мешают детям овладеть в нужной степени:
• словарным запасом
• грамматическим строем
• тормозят развитие связной речи
Вызывают затруднения при дифференциации акустически близких звуков ( например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.); приводят к неумению определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; к невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
ЗПР- выражается в замедленном темпе созревания психических процессов и это является первичным нарушением страдает:
внимание
мышление
память
речь
эмоционально-волевая сфера
Дети с задержкой психического развития
при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения.
Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью.
Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1. Развитие неречевого слуха.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие элементарных навыков фонематического анализа.
4. Развитие сложных форм фонематического анализа
5. Формирование навыка синтеза звуков.
6. Развитие фонематических представлений.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов;
• звучащих предметов;
• действий предметов.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА :
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Отгадай,что звучало?»
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
Дети прослушивают звучания. По команде логопеда («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.
Игра «Высоко – низко»
Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.
Игра «Тихо-громко»
Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.
Игра «Нарисуй звук»
Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
Игра «Аленушка-ревушка»
Кукла Аленушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивления, радости.
«Кто из зверей позвал тебя?»
«Кто что услышал?» (звуки окружающих предметов)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Речевой слух – совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.
• различение слов, близких по звуковому составу; различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Игра «Запомни и скажи»
Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:
АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…
СЧП, КТР, ПТСМ…
Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.
Игра «Запомни и покажи»
Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов.
1 вариант.
Ребенку предлагается прослушать ряд существительных, а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.
2 вариант.
Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности.
Игра «Повтори скороговорки»
Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
2. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
3. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
4. Грабли – грести, метла - мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
6. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 слов)
7. В поле затопали кони, от топота копты пыль по полю летит. (11 слов)
8. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ НАВЫКАМ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
Введение понятия звук;
Введение понятия «гласный звук»;
Определение количества звуков в ряду гласных;
Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак);
Дифференциация понятий «гласный – согласный звук»;
Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи);
Выделение первого согласного звука из стечения согласных;
Анализ и синтез обратного слога – АП;
Анализ и синтез прямого слога – МА;
Определение первого согласного из слогослияния.
ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНЫМ ФОРМАМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
слова из двух гласных (ау, уа);
односложные слова из обратного (ум, ох, ус, прямого открытого (на, да, закрытого слога (дом, мак, нос, лук);
двусложные слова из двух открытых слогов (мама, Маша, розы);
двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа)
односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач и т д.)
односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д);
двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова
(клумба, крышка);
трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и т д.).
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОЖНЫХ ФОРМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Игра в кубик
Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика.
Игра «Какой звук выпал из слова?»
Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила).
Игра «Ромашка»
Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества
звуков. (по заданию педагога).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СИНТЕЗА ЗВУКОВ.
Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.
Предлагаю такие задания.
1. Синтез гласных звуков в лепетные слова (аууа, иа).
2. Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.
3. Составление слов из заданной последовательности звуков.
4. Раскладывание картинок под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т. д. ( Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: куртка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.)
5. Договаривание слов: поми., воног., ябло., карто… и т. д.
6. Определение слов или предложений, произнесенных по слогам. Например: Де-ти иг-ра-ют в са-ду.
7. Составление слово из слогов, данных в беспорядке.
Ко-ло-мо – молоко
Ша-ка – каша
Ба-шу – шуба
Ля-ко – Коля и т. д.
Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям с ЗПР нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.