Анастасия Афанасьева
Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Как в непосредственном развитии каждого ребенка, так и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.
Проблемой развития речи в психологии и педагогики занимались такие ученые, как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Запорожец А. В., Венгер Л. А., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и др. Ими было отмечено, что все психические процессы у ребенка : память, внимание, воображение, мышление, развиваются при непосредственном участии речи. К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе, но и речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.
Публикация «Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Что же такое речевая готовность детей к обучению в школе?
Речевая готовность -это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематического слуха и восприятия; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.
Рассмотрим более подробно:
Умение слушать и слышать других.
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме.
Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
Ребенок умеет выделять начальный гласный звук из состава слова, проводить анализ звукосочетаний из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный - cогласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, слышать последовательность звуков в слове. Так же правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умеет работать со схемой слова, разрезной азбукой, сформированы навыки по слогового чтения.
Богатый словарный запас
Ребенок умеет четко подбирать слова при назывании действий, предметов, употреблять в связной речи слова с обобщающим значением, подбирать антонимов и синонимов и тд.
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок пользуется разными способами словообразования, обладает навыками словоизменения - это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т. д., умеет работать с предложением; самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые последовательные высказывания, которые использует ребенок для выражения своих мыслей и желаний, умение составлять предложения по опорным словам и картинкам, составлять самостоятельно рассказ (описание, рассказ по картине, из личного опыта).
Рассматривая понятие речевой готовности можно выделить основные компоненты, на которых строится дальнейшее развитие устной речи : правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов.
Какую же роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность?
Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение.
Несовершенный фонематический слух тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что является серьезным препятствием в овладении ребенком письменной речью и проявляется в школьном возрасте как такое отклонение речи, как дисграфия и дислексия.
Несомненна связь фонематического слуха и в формировании лексико-грамматических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Это отрицательно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Таким образом, необходима целенаправленная работа по формированию речевых навыков для обеспечения своевременной подготовки детей к школьному обучению и предупреждению возникновения нарушений письменной речи уже в с раннего дошкольного возраста.