Получи документы

Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе

Анастасия Афанасьева
Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Как в непосредственном развитии каждого ребенка, так и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Проблемой развития речи в психологии и педагогики занимались такие ученые, как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Запорожец А. В., Венгер Л. А., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и др. Ими было отмечено, что все психические процессы у ребенка : память, внимание, воображение, мышление, развиваются при непосредственном участии речи. К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе, но и речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Публикация «Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе» размещена в разделах

Что же такое речевая готовность детей к обучению в школе?

Речевая готовность -это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематического слуха и восприятия; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.

Рассмотрим более подробно:

Умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме.

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

Полная сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

Ребенок умеет выделять начальный гласный звук из состава слова, проводить анализ звукосочетаний из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный - cогласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, слышать последовательность звуков в слове. Так же правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умеет работать со схемой слова, разрезной азбукой, сформированы навыки по слогового чтения.

Богатый словарный запас

Ребенок умеет четко подбирать слова при назывании действий, предметов, употреблять в связной речи слова с обобщающим значением, подбирать антонимов и синонимов и тд.

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Сформированность грамматического строя речи.

Ребенок пользуется разными способами словообразования, обладает навыками словоизменения - это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т. д., умеет работать с предложением; самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые последовательные высказывания, которые использует ребенок для выражения своих мыслей и желаний, умение составлять предложения по опорным словам и картинкам, составлять самостоятельно рассказ (описание, рассказ по картине, из личного опыта).

Рассматривая понятие речевой готовности можно выделить основные компоненты, на которых строится дальнейшее развитие устной речи : правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов.

Какую же роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность?

Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение.

Несовершенный фонематический слух тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что является серьезным препятствием в овладении ребенком письменной речью и проявляется в школьном возрасте как такое отклонение речи, как дисграфия и дислексия.

Несомненна связь фонематического слуха и в формировании лексико-грамматических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Это отрицательно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Таким образом, необходима целенаправленная работа по формированию речевых навыков для обеспечения своевременной подготовки детей к школьному обучению и предупреждению возникновения нарушений письменной речи уже в с раннего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 17:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД