Татьяна Кузнецова
Развитие фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.
1. Угадай, чей голосок!
Цель: узнавать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, зовет водящего по имени. Если водящий узнал голос, его место занимает следующий ребенок.
2. Поймай заданный звук.
Цель: выделять заданный звук из слова.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть заданный звук: [з] (песня комарика); звук [с] (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
3. Подбери похожие слова.
Цель: развивать восприятие слов, различающихся одним звуком.
Описание игры. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их – то внятно, чисто, громко.
4. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка».
Цель: развивать фонематические представления, активизировать словарь.
Описание игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова. Например: весна – автобус – слон – нос – сова.
5. Закончи словечко.
Цель: закрепить умение добавлять слог до слова.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду произносить первую часть слова, а вы должны закончить слово, придумать вторую часть. Подсказки на картинках. Например, са – хар, са – ни». Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают мяч обратно, называя целое слово.
6. Мяч поймай – слово составляй.
Цель: формировать звуковой синтез слов: составлять слова из трех изолированных звуков.
Описание игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М – А – К (мак, Д – О – М (дом, К – О – Т (кот). Дети составляют из звуков слово.
7. Встречу слово на дороге – разобью его на слоги.
Цель: тренировать умение делить слова на слоги, развивать внимание, быстроту мышления.
Описание игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
8. Какой звук есть во всех словах?
Цель: развивать умение выделять общий звук в словах.
Описание игры. Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков (шуба, кошка, мышь) и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [ш].
Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи; чайник, ключ, очки; щетка, ящик, щавель; коса, усы, нос; селедка, Сима, лось; коза, замок, зуб; зима, зеркало, вазелин; цветок, яйцо, курица; лодка, стул, лампа; липа, лес, соль; рыба, ковер, крыло; рис, крепость, букварь.
9. Назови первый звук в слове.
Цель: развивать умение определять первый звук в слове.
Описание игры. Логопед показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов логопед дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.
10. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать умение дифференцировать твердые и мягкие звуки.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).
Описание игры. Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изобра-жено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких со-гласных. Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
11. Узнай звук.
Цель: узнавать заданный звук в словах.
Описание игры. Логопед называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками [р], [рь], поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.