Погорелова Наталия Николаевна
Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики
Инклюзивное воспитание стало необходимым в современном образовании. На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.
В ДОУ поступают дети с нарушениями различных компонентов речи и двигательных функций. У детей наблюдается отставание психомоторного развития (снижение уровня ловкости и быстроты).
Публикация «Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из методов эффективного развития физических качеств и преодоления речевых нарушений является логоритмика.
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т. д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.
Логоритмика может использоваться в самых разных случаях:
• Общее недоразвитие речи у детей.
• Заикание.
• У детей в возрасте 2,5-4 лет, когда активно формируется речь.
• У детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
• При отставании в развитии координации движений и моторики.
• Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т. д.
Логоритмические занятия помогают заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Логоритмика также позволяет использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе, активизировать речь детей, избежать усталости и переутомления. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Что же такое логоритмика?
Логоритмика — это взаимосвязь речи, музыки и движения; это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Занятия логоритмикой могут присутствовать в любой педагогической деятельности.
Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.
К ее основным функциям относятся:
• развитие мелкой и общей моторики;
• развитие правильной координации;
• выработка правильного дыхания;
• выработка темпа речи;
• развитие слуховой функции;
• укрепление опорно-двигательного аппарата;
• развитие сенсорики;
• улучшение равновесия;
• формирование правильной осанки и походки.
Занятия с детьми ОВЗ с использованием элементов логоритмики имеют большую актуальность при развитии и коррекции их психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого развития. И всё это можно отнести к коррекционным задачам.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
— тесный контакт специалистов и музыкального руководителя;
— знание особенностей развития детей с ОВЗ с различной патологией;
— знание психомоторного и речевого уровня развития каждого ребенка.
Если нет возможности проводить отдельно логоритмическое занятие, то элементы логоритмики могут включать в обычное занятие воспитатели, инструктор по физкультуре, что сделает коррекционную работы более эффективной.
В непосредственно образовательной деятельности логоритмика может быть задействована на:
• Артикуляционной гимнастике
• Физкультминутках
• Логоритмических играх
• Музыкальных занятиях
• Занятиях по физической культуре
Логоритмика может быть задействована в совместной деятельности с детьми во время режимных моментов:
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы.
5. Динамические паузы.
6. Физкультурные театрализации с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
Основные виды логоритмических упражнений.
При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т. е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.
Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:
• С детьми, страдающими от заикания, нужно заниматься не менее четырех раз в неделю. Основной упор нужно делать на занятия по развитию речевого аппарата, нормализации его тонуса, а также улучшению темпа речи. В остальных же случаях достаточно двух раз в неделю.
•Важно быть готовыми к тому, что это достаточно длительный процесс, который может занять не менее 6 месяцев. И то, только в том случае, если занятия будут регулярными.
•Необходимо использовать в занятиях те игрушки, книжки и музыку, которые нравятся ребенку.
•Важно повторять упражнения до тех пор, пока у ребенка они не будут получаться на «отлично».
•Нужно правильным образом выбирать музыку – она должна соответствовать двигательной и текстовой части упражнений (для спокойных движений нужна более тихая музыка, а для динамичных занятий, соответственно, более бодрая).
•Всегда нужно быть на позитивном настрое. Если у ребенка что-то не получается, то не нужно демонстрировать свое недовольство этим, иначе он может замкнуться в себе.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
• Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
• Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
• Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.
Используются различные виды упражнений:
• «Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
• «Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции
Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу, а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.
Используются следующие упражнения:
• «Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки. Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать «бурю в стакане».
• «Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
• «Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку, после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным и высоким голосом.
Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике.
В частности, активно применяются следующие типы занятий:
• Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
• Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
• Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
• Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
• Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
• Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: с музыкальным сопровождением и без него, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить ненавязчиво, в игровой форме. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры
Ещё один плюс занятий по логоритмике - они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:
• развивается навык речевого выдоха при говорении;
• совершенствуется мелкая и крупная моторика;
• ребенок становится более ловким;
• улучшается интонация, мимика и темп речи;
• развивается фонематический слух;
• развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
• формируется правильная осанка;
• развивается навык ориентации в пространстве;
• гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
• развиваются творческие способности;
• повышается общая выносливость организма.
Логоритмические занятия проводят учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатель данной группы. Воспитатель проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части занятия, как правило, проводит учитель-логопед. Релаксацию может проводить любой специалист. Музыкальный руководитель может выполнять с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, или помогать коллегам, исполняя нужные мелодии. Занятие проводится на освоенном материале и не представляет сложности для детей. Дети должны получать удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки. Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно.
Необходимое условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Логоритмические упражнения прекрасно подходят для домашних занятий, поэтому родителям следует уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопеда и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.