Моисеева Наталия Вячеславовна
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижной игры
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Одну из главных ролей при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание. дной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Публикация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижной игры» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве. Дети согласовывают свои движения с движениями других играющих, находят свое место в колонне, в кругу, не мешая другим. По сигналу быстро убегают или меняют место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Работая над этой темой я поставила перед собой цель: укреплять здоровье детей с помощью подвижных игр; формировать двигательные умения и навыки, развивать двигательные способности. Для достижения своей цели я ставлю перед собой следующие задачи - научить детей играть активно и самостоятельно - формировать правильное отношение к подвижной игре - способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности с индивидуальными особенностями - вести борьбу с эгоизмом, несправедливостью. - способствовать в процессе игры двигательным действиям, развитию эмоциональной сферы. При планировании игр обязательно учитываю, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.
Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, я совместно с воспитателями и специалистами нашего детского сада, изготовили пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу, по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги, прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д. Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснить игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. При проведении подвижных игр широко использовала такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Требования по качеству выполнения движений я повышали с учетом возраста детей.
. При разработке вариантов подвижных игр я старалась предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению. Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
Для реализации поставленных задач в нашем детском саду имеются все необходимые условия: отдельно оборудованный спортивный зал. В зале имеется определённая разметка (ориентир, что служит быстрому перестроению по квадратам (в подвижных играх «Птички в гнёздышках», «Бездомный заяц»). По кругу («Сбей кеглю», «Удочка»). Также изготовлено нетрадиционное оборудование: лазы - для пролезания, «Дорожка топотошка» для профилактики плоскостопия, различные дорожки со следами, мягкое бревно для ходьбы на равновесие, эспандеры - для различных массажеи спины, рук, ног. Имеются разнообразные пособия для дыхательной гимнастики. Оборудование в зале размещено так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячом и других движений. Дети в достаточном кол-ве обеспечены мячами, лентами, кеглями, кубиками, обручами, гантелями, игрушками, палками, флажками стимулирующими двигательную активность. Расположение спортивного инвентаря тоже строго продумано.
Для проведения подвижных игр на свежем воздухе у нас оборудована спортивная площадка, где имеются бумы различной высоты и ширины, кольцебросы, лесенки, вкопаны шины для бега и перепрыгивания. В каждой группе имеются атрибуты и спортивный инвентарь для проведения подвижных игр (мячи, скакалки, кубики, погремушки и т. д.).
Одним из условий является совместная работа детского сада и семьи. Считаю, что детский сад и семья связаны формой преемственности, что должно обеспечивать непрерывность воспитания и обучения детей. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, поэтому для результативной деятельности необходим хорошо продуманный тесный контакт с семьёй.
Учитывая все выше изложенное, в своей работе я достигла положительных результатов. Дети стали выдержанными, смелыми, ловкими, решительными. В подвижных играх дети научились решать самостоятельно, как действовать в той или иной игре. Играя в подвижные игры, они стали более активными, инициативными, творческими, сообразительными.
Используемая литература:
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Младшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г
Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
М. М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. -2-е изд., испр. и доп. -. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Авт. -сост. Э. Я. Степанькова. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры/ авт. - сост. О. М. Литвнова. – Волгоград: Учитель, 2007
Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет М. :ТЦСфера, 2016
Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет М. :ТЦСфера, 2015
Сулим Е. В. Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников 3-е изд. ,дополн. и испр. -М. :ТЦСфера, 2016.
Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет/ авт. сост. Е. И. Подольская. 2-е изд. -Волгоград. Учитель, 2012
Кузнецова М. Н. Ситема комплексный мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2002
Спортивно-развивающие комплексы первая младшая группа: планирование, развлекательные интегрированные занятия, педагогические консультации/авт. - сост. И. В, Померанцова и др. - Изд. 2-е, испр. -Волгоград: Учитель. -2016
Алябьева Е. А. Не скучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. -2-е изд. ,испр. и доп. -Москва л М. :ТЦСфера, 2016
Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке.. М. :ТЦСфера, 2011
Вавилова «Развитие основных движений у детей 3-7 лет» Москва «Скрипторий 2003» 2007г. ГлазыринаЛ. Д. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольника.
З. Ф. Аксенова Спортивные праздники в детском саду М., Т. Ц. Сфера, 2004г.
Кирилова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с5 до 6 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).