Наталия Бажанова
Развитие детской познавательной инициативы посредством работы над проектом «Этот загадочный космос«
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем, не для кого не секрет, в момент разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно-дисциплинарной манипулятивной педагогики к педагогике партнерства, сотрудничества, взаиморазвития и сотворчества. Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы: творческая; инициатива как целеполагание и волевое усилие; коммуникативная; познавательная.
Публикация «Развитие детской познавательной инициативы посредством работы над проектом „Этот загадочный космос„» размещена в разделах
Е. А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности.
База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности, в дошкольном детстве, периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.
Сегодня хотелось поговорить о познавательной инициативе. Познавательная инициатива присуща ребенку уже в период появления первых вопросов «Почему?», то есть в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок стремится постигнуть суть понятий и явлений окружающего мира.
Познавательная инициатива: это когда ребенок отмечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного начального состояния); неоднократно повторяет действия, поглощен процессом. Познавательная инициатива – это любознательность. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель. Познавательная инициативы лучше всего формируются в игровой деятельности.
Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. В котором должны учитываться условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:
1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы
• Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем дости-жениях.
• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
• Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
• Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
• Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и непопулярным детям.
• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, досто-инств и недостатков.
• Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в рав-ной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
Для развития познавательной активности в проектной деятельности мы используем инновационные технологии. В нашем детском саду приветствуется технология «Образовательное событие». «Поймать» детский вопрос-большая удача для педагога. А для этого надо быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям, чтобы превратить интерес одного ребенка в общий интерес при этом необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события. Педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.
Ведь благодаря этому:
• Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.
• Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.
• Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
• Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).
• Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.
• Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию.
Образовательное событие, возникшее по инициативе детей - игрушка «Ракета», принесенная ребенком в нашу группу на кануне тематической недели, посвященной Дню космонавтики вызвала большой интерес среди детей. И мы приняли решение расширить знания и инициативу посредством работы над проектом «Этот загадочный космос». А что из этого получилось, делимся в своей презентации.