Наталия Попова
Развитие детской креативности при помощи рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.
Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи.
Публикация «Развитие детской креативности при помощи рисования» размещена в разделах
Наверное, нет таких детей, которым было бы не интересно рисование. Среди всех видов детского досуга это, наверное, самое творческое занятие. Ребенок дает волю своему воображению и выражает эмоции при помощи рисования. Но всегда ли рисование помогает развитию креативности? И как превратить его в нечто большее, чем просто развлечение?
Ребенок до определенного возраста рисует не то, что видит здесь и сейчас, он выражает совокупность всех своих знаний о предмете, то, что он увидел и осмыслил. Рисуя, ребенок может показывать свое отношения к каким-то событиям, избавляться от негативных эмоций.
В свободном рисовании есть возможность играть и фантазировать. Вайолет Оклендер писала: «Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает».
Оклендер также ссылалась на исследования, подтверждающие, что у детей с развитым воображением более высокий коэффициент интеллекта. Они легче преодолевают трудности, и если их воображение развивать, им проще учиться.
Очень важно разнообразие материалов. Это могут быть карандаши, восковые мелки, краски, уголь. Рисовать можно кистью, пальцами, губкой, а можно клеить коллажи. Не рекомендуется до шести лет использовать фломастеры, так как для рисования ими не нужно прилагать никаких усилий. Другое дело — цветные карандаши: при работе с ним нужно как минимум регулировать нажим.
Также, важна для юных художников поддержка и принятие. Они очень нужны взрослым. Дети же в них нуждаются, как в воздухе. Уверенность в том, что за спиной стоит взрослый, любящий человек, дает силы и смелость искать, пробовать, экспериментировать и сомневаться, справляться с ошибками и неудачами, идти вперед. Дает веру в себя и в то, что даже если не получилось сейчас, обязательно получится потом.
Это не значит, что нужно восхищаться любой закорючкой, которую оставил ребенок на бумаге. Очень важно включиться в обсуждение, живо в нем поучаствовать. Спросите художника: «А что здесь нарисовано?», найдите, то, что вам нравится в рисунке, и скажите об этом. Но будьте искренни: дети прекрасно чувствуют фальшь. Будьте заинтересованными и чуткими.
Здорово, когда дети рассказывают о своих рисунках, которые оживают и превращаются в настоящие истории. И вот на бумаге уже не закорючка, а храбрый червяк — первооткрыватель, который решил отправиться на Север. Это важно для интеллектуального развития самого ребенка : описывая свою работу, он учится формулировать мысли, развивает фантазию. А когда он видит заинтересованный взгляд взрослого, то понимает, что важен и интересен ему.
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи, рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях. Психологи и педагоги убеждены, что формирование креативного мышления невозможно без проблемного обучения, то есть процесс обучения должен содержать в себе проблемные ситуации. Подавляющее большинство выводов, закономерностей, обобщений, умозаключений младшие школьники должны формировать сами, при руководстве и при разной степени помощи педагога и даже сами должны приходить к постановке вопросов.
Креативные способы рисования – это не только рисование, но так же и игры с красками и различными другими необычными материалами.
1. Антропоморфизм-очеловечивание природных объектов. Например, используется такой вариант рисования : «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далекое не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием: нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил». Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Существуют еще некоторые варианты: «Оживление времён года», «Образ Весны», «4 сестрицы».
2. Рисование мятой бумагой. Бумажный комочек-штампик ребенок способен изготовить своими руками, заодно развивается самостоятельность, тренируется мелкая моторика. А как детям нравится мять бумагу! Получаются неожиданные результаты.
3. Рисование одним росчерком, при котором ребенок не отрывает карандаша от поверхности листа –это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики рук. Почти ничего для себя не требуя, оно способствует очень важному делу -развитию одаренности. А кроме этого, ручки у детей прекрасно готовятся к безотрывному письму.
4. Техника рисования «Кляксография» – это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
5. Вымышленное животное. Необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.
6. Оригинальное название. Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам и нарисуйте их. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.
7. Рисунок обоими руками. Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.