Майя Смирнова
Развитие детской инициативы в процессе игры с лэпбуком
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств обучения современных детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является лэпбук, или, если говорить другими словами, интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде, поскольку он информативен и вмещает в себя достаточно много информации по определенной теме; полифункционален, что способствует развитию творчества, воображения дошкольников, умения взаимодействовать друг с другом; помогает решать дидактические задачи в обучении детей; позволяет осуществлять интеграцию образовательный областей по всем направлениям развития ребенка; структура и содержание лэпбука позволяет детям проявить самостоятельность и инициативу в его использовании, что обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Публикация «Развитие детской инициативы в процессе игры с лэпбуком» размещена в разделах
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Создание лэпбука является одним из видов партнерской деятельности взрослого с детьми. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. При работе с лэпбуком каждый ребенок работает в своем темпе, может по своему желанию закончить деятельность или начать ее с самого начала.
При подборе материала для лэпбука стараюсь затронуть все образовательные области по направлениям развития дошкольников.
Наши лэпбуки являются продуктом совместной деятельности взрослого и детей, где на первый план выступают детские предложения по его наполнению, а это и есть проявление детской инициативы.
Так в нашей группе появился лэпбук по теме «Секреты ЗОЖ», который создан в результате совместной деятельности с детьми, наполнен играми и заданиями, которые предложили сами дети. Я лишь помогла их оформить. Детская инициатива в этом случае помогла создать интересное для самих детей развивающее пособие, благодаря которому они могут действовать самостоятельно и совместно друг с другом, т. к. правила выполнения заданий дети придумывали сами.
Дети самостоятельно изготовили карточки для игры «Сделай так же». Так же были созданы коллажи по теме «Что полезно для здоровья». Один из кармашков нашего лэпбука заполнен рисунками детей.
Мамы и папы воспитанников также стали активными помощниками в создании лэпбука и предоставили фотографии детей.
Все лэпбуки, которые пополнили пространственную предметно-развивающую среду группы, вызывают интерес детей: дети проявляют самостоятельность в их использовании, инициативу в организации деятельности с пособием, привлекая к сотрудничеству, сотворчеству сверстников. Кроме этого лэпбук помогает упрочить, углубить и систематизировать знания по теме.
Результаты наблюдений, которые были проведены за детьми группы после организованной работы по созданию и использованию лэпбука в детской деятельности, показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что использование лэпбука в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный вариант, инновационное и перспективное средство, которое позволяет интегрировать обучение детей, позволяет значительно повысить их самостоятельную активность, развить инициативу и творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новых открытий.