Татьяна Платонова
Развитие детской инициативы посредством реализации проекта «Детский Совет. Шаг навстречу»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В системе образования РФ, в нормативно правовых актах, главной темой является воспитание личности ребенка, как человека инициативного, самостоятельного, способного принимать решения в ситуации выбора. Именно в дошкольном возрасте открываются возможности для формирования самостоятельности, инициативы, творчества. Самостоятельный, инициативный дошкольник сегодня - это уверенный в себе и успешный взрослый завтра.
Публикация «Развитие детской инициативы посредством реализации проекта „Детский Совет, Шаг навстречу“» размещена в разделах
Ключевые слова. Детская инициатива, Детский Совет, инициативная группа.
В ФГОС указывается, что поддержка инициативы ребенка в дошкольном возрасте в разных видах деятельности является одним из важных принципов дошкольного образования[1].
Времяпровождение ребенка в детском саду построено на планировании, режиме дня, графике проведения занятий. И порой воспитатель в стремлении выполнить все требования программы, забывает о самом главном – мнении ребенка. Что он чувствует, хочет ли поделиться своими мыслями о происходящем вокруг, хочет ли предложить свои пути решения определенных задач.
Для развития детской инициативы был разработан муниципальный проект «Детский совет. Шаг навстречу ребенку», реализуемый в МБДОУ «Детский сад № 202» Город Чудес» города Чебоксары на основе программы «Вдохновение» в старших дошкольных группах (5-7 лет)[5].
Главная цель проекта – сохранения добрых взаимоотношений, чувство безопасности дошкольников. Ребенок в таких условиях учится сотрудничеству. Такое сотрудничество основывается на интересе детей друг к другу и к коллективной деятельности, а также проявляется в способности осмысленно вступать во взаимодействия с окружающими[2].
Дети становятся активными участниками всех событий, происходящих в детском саду. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы». Участвовать – значит быть в курсе в обсуждаемой проблемной ситуации, которая интересна воспитанникам, найти разные стратегии решения проблемы, как в образовательной деятельности, так и в разрешение конфликтов и других вопросах[3].
Детский Совет в детском саду – это не занятие, участие в деятельности совета добровольное. В деятельность Детского Совета мы включили :
1)приветствие – это «утренний круг», на котором обсуждаются планы на день, поздравляют друг друга, говорят пожелания;
2) игры-разминки, игры-приветствия, игры на сплочение;
3)обмен новостями, формулирование новых идей, выбор деятельности;
4) подведение итогов - «вечерний круг».
«Утренний круг» проводится в группах перед непосредственно-образовательной деятельностью. Время проведения «утреннего круга» может составлять 5-10 минут и может меняться в зависимости от ситуации.
При проведении сбора Детского Совета проводятся малоподвижные игры для общей радости, а не для учебно-тренировочных целей. Дети предлагают игры сами[6]. Планы на целый день, выбор деятельности дети могут изобразить схематично на листах ватмана, где могут вносить свои корректировки.
«Вечерний круг» проводится в тихой непринужденной доверительной обстановке, располагающей к свободному обсуждению событий прошедшего дня.
Интересными мероприятиями в детском саду стали проведенные мероприятия, где ребята участвовали в роли жюри и экспертов. Так, например, в мероприятии «Караоке Батл» между мамами, члены детского жюри сами выбирали победителей. Действия жюри должны быть согласованны, поэтому ребятам приходится учиться отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой выбор.
В детском саду был создан клуб «Детский нетворкинг» - инициативная группа дошкольников. Члены клуба проводят интервью с педагогами, родителями, гостями детского сада на интересующие темы: «Что значит быть здоровым?», «Что мы знаем о безопасности?», «Как стать известным?» Дети имеют возможность проводить онлайн-трансляции, пользуясь современным оборудованием Блогерского центра «Лайм». В блогерском центре проводятся Ток шоу «Поговорим о мальчиках?», «Что мы знаем о девочках», Правовой час «Мои права». На таких мероприятиях происходит внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, происходит расширение сфер собственной компетентности, а также развивается информационная познавательная инициатива дошкольников.
Обязательное условие функционирования Детского Совета – баланс инициативы детей и взрослых. Роль взрослого становится не главной ведущей ролью, а ролью направляющего детской инициативы.
Детский Совет - это место и время духовного общения взрослых с детьми, которые задают смысл, стиль, направление жизни маленького коллектива детей, в котором есть свои традиции, интересы, потребности и возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. — М. : Изд-во Московского университета, 1990. — 240 с.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской- М. : Изд-во "Институт практической психологии", 1997 г.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).
Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.
5. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256
6. Эльконин Д. Б. Психология игры - 2-е изд-во - М. : Гуманитарный изд. центр "Владос", 1999 г.