Виктория Гладштейн
Развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством игры Бочче
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОВЗ.
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это недостатки физического и (или) психического развития. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением эмоционально-волевой сферы; детей с нарушением слуха, зрения; недоразвитием речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
Публикация «Развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством игры Бочче» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1. Коммуникативные функции: легко находят общий язык со сверстниками, но в контакт со взрослыми вступает неохотно. В детском коллективе вспыльчивы, эмоциональны, наблюдается частое возбуждение.
2. Наблюдается низкий уровень восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.
3. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
4. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
5. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
6. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
7. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
8. Мотивация к занятиям низкая, дети неусидчивые, в процессе работы демонстрирует низкий уровень познавательной активности. Предпочитают игру другим видам деятельности. В случае затруднения в деятельности расстраиваются, редко прислушивается к просьбам педагога.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Словарный запас ниже возрастной нормы.
Описание игры Бочче.
Бочче - спортивная игра на точность. Это одна из множества игр на площадке или зале, основной задачей которых является бросок тяжелого шара с целью, попасть как можно ближе к какому-либо предмету, или к шарам оппонента. Игроки производят броски, только сидя на колясках в своих боксах – площадках и играют руками или ногами, а в определенных случаях допускается использование приспособлений для бросания шаров, а также помощь ассистентов.
Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор, пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий - 19 и т. д. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Если шаров двадцать то и максимальное количество очков за один шар будет равно двадцати, если восемь шаров, то восемь. Суммируя очки определяют кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.
Регулярные занятия бочча развивают ловкость, реакцию, выносливость, координацию движений, глазомер. Методика занятий уникальна и универсальна при реабилитации всех видов: медицинской, физической, психической и социальной. Бочча доступна людям самых разных возрастов. В настоящее время это одна из самых популярных игр в мире: и как средство проведения досуга, и как часть большого спорта
Актуальность. Перспектива на будущее.
Серьезный физический или психологический недуг приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию в пространстве, что сопровождается психическим напряжением. Именно психическое напряжение затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В итоге у детей часто развивается тревога, замкнутость, неуверенность в себе. Поэтому бочче единственная спортивная игра, в которую могут играть люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Игра дает возможность каждому ребенку с ОВЗ, не зависимо от уровня физической подготовленности, овладеть навыками игры, что позволит максимально приблизиться к полноценному существованию в обществе.
Цель: Общее развитие, укрепление психического и физического здоровья детей с ОВЗ посредством занятий Бочче.
Задачи:
1. Способствовать овладению детьми спортивной игрой «Бочче»
2. Формировать умения выполнять различные задания по демонстрации, словесному описанию
3. Формировать эмоционально-волевые качества: чувство удовлетворения от полученного результата, умения преодолевать трудности, чувствовать себя сильным, ловким и выносливым.
4. Воспитывать основные физические качества: выносливость, ловкость, гибкость и точность.
Коррекционные задачи:
1. Формировать умение ребенка с нарушением интеллекта рационально проявлять себя в процессе игры
2. Формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Подготовить к самостоятельной жизни детей: адекватное вхождение детей в систему социальных отношений; социализация воспитанников через обучение при взаимодействии друг с другом и педагогов в процессе тренировок и соревнований.
4. Преодолевать недостатки речевого, психического и физического развития детей.
Планируемые результаты.
Личностные: созданы условия, помогающие детям с разным уровнем физического развития реализовать их врожденное стремление к движению посредством участия в подвижных и спортивных играх; привиты ценности здорового образа жизни в двигательном режиме, соблюдении порядка, гигиенических навыках; сформированы условия для умения строить межличностные взаимоотношения; у детей появляются способность к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию как побед, так и неудачных выступлений, уважение к товарищам по команде и соперникам, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе на занятиях по бочче и в повседневной жизни.
Метапредметные результаты: проявляется интерес, инициатива, самостоятельность и творчество в двигательной активности на занятиях физической культурой, подвижными и спортивными играми на примере игры в бочча; наблюдаются улучшения в способности сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, согласовывать последовательные действия, ориентироваться в пространстве, сохранять статическое и динамическое равновесие, в выполнении действий с шаром (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); созданы условия для гармоничного физического развития, совершенствования умений и навыков в основных видах движений (ходьба, бег, бросание, катание) у детей с ОВЗ.
Образовательные (предметные) результаты: развитие общего и артикуляционного праксиса; сформирован навык в принятии основной фиксированной стойки у стартовой линии, захвате шара, переносе центра тяжести тела с толчковой ноги на опорную, подаче паллино и бочче путем катания; посредством игры в бочче закреплены умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом с, около, по середине, способность дифференцировать мышечные усилия (сильнее – слабее, удерживать предметы в течение определенного времени.