Папки-передвижки

Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Даутова Наталья Валерьевна
Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения

Автор: Даутова Наталья Валерьевна

г. Ульяновск. Россия

Аннотация: В статье описывается направленность и важность деятельности культурно-досуговых учреждений при формировании и развитии у инвалидов ценностно-смысловых ориентаций. Рассматривается проблема социальной адаптации инвалидов в современном обществе.

Публикация «Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: социальная работа, инвалиды, культурно-досуговые учреждения, культурная деятельность, социальная адаптация, социальная поддержка, культура, досуг, социальная политика.

Annotation : The article describes the orientation and importance of the activities of cultural and leisure institutions in the formation and development of value-semantic orientations among disabled people. The problem of social adaptation of disabled people in modern society is considered.

Keywords : social work, disabled people, cultural and leisure institutions, cultural activities, social adaptation, social support, culture, leisure, social policy.

В современном мире все граждане равны в своих правах, несмотря на индивидуальные особенности, различия, в том числе выраженные в нарушении здоровья. В силу объективных условий жизнедеятельности и наличия барьеров для эффективного участия в жизни общества граждан с нарушениями здоровья (инвалидов) научные дискуссии о необходимости полной реализации их прав не утихают. В российском обществе интерес к вопросам доступности среды для инвалидов существенно возрос после принятия в 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, которая актуализировала необходимость комплексного решения вопросов по повышению уровня возможностей реализации прав инвалидов [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения количество граждан с нарушением здоровья (инвалидов) составляет 19% всего населения планеты [2, с. 119].

В настоящее время одной из основных проблем, отражающихся на положении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, – это отношение современного общества к людям с ОВЗ как физически-неполноценным. Это порождает «невостребованность» людей-инвалидов в трудовой, культурной, социальной и иных сферах жизни. В сложившихся неблагоприятных условиях инвалиды теряют возможность развивать свои ценностно-смысловые ориентации. Особенно важной остается ситуация социального положения семей, имеющих детей-инвалидов.

В основном такое неблагополучное положение инвалидов и детей инвалидов сложилось из-за недостаточного нормативно – правового обеспечения при реализации социальной политики. Еще одной причиной является устоявшиеся стереотипы общества об инвалидах как аутсайдерах социальной, трудовой, духовной, экономической и культурной жизни. Фактически, инвалидная среда оказалась своеобразной «культурной резервацией» современного общества.

Наиболее актуальной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. В системе социальной защиты населения действует большое количество учреждений, работающих с инвалидами.

Суть социальной работы в этих учреждениях – это социальная реабилитация, то есть восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. В настоящее время в рамках социальной политики государства существенная роль отводится учреждениям, осуществляющим культурно-досуговую деятельность, которые оказывают различного рода поддержку и помощь [5, с. 120].

На сегодняшний день деятельность культурно-досуговых учреждений приобретает особую актуальность и ставит их на важные рубежи организации досуга. Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения создают условия развития личности, их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения.

Говоря о культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть понятия культура и досуг. По мнению А. Д. Жаркова, «культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата». «Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [4, с. 26].

Таким образом культурно-досуговая деятельность – это сложный процесс, который способствует свободному духовному и физическому развитию личности на основе творчества, освоения культурных ценностей.

Культурно-досуговая деятельность один из важных факторов оптимизации социальной активности инвалидов. Естественным результатом реабилитационного процесса является интеграция лиц с ОВЗ в окружающую их социально-культурную среду, включение в систему социокультурных отношений.

В отношении детей-инвалидов важную роль играет организация свободного времени, смысл и направления которого в основном формируются ценностными-смысловыми установками человека. Непосредственно в границах свободного времени реализуются требования социальной практики и значительно расширяются традиционные тенденции, технологические процессы, формы работы с детьми-инвалидами. Именно это вызывает необходимость оптимизации содержательного направления свободного времени, повышения качества работы культурно-досуговых учреждений.

Непосредственно в свободное время активизируется формирование творческих способностей человека, его подготовку к самостоятельной жизни, что обуславливает особенный интерес к поиску разных форм и методов усовершенствования и дальнейшего оптимального использования свободного времени как способа формирования и развития людей с ОВЗ, в особенности детей.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу самовыражения, саморазвития и самореализации ребенка-инвалида, его потенциальных желаний и возможностей, что препятствует изолированию от общества, помогает влиться в социально-культурную жизнь.

Культурно-досуговые учреждения напрямую нацелены на содержательное заполнение свободного времени ребенка. Такая ориентированность работы учреждений охарактеризована рядом факторов.

Во-первых, только культурно-досуговые учреждения смогут взять на себя компенсаторные функции формирования и развития человека, в особенности детей.

Во-вторых, культурно-досуговые учреждения обладают массой возможностей для развития и активизации познавательной компетенции ребенка, раскрытию творческих способностей ребенка в условиях использования свободного времени.

В-третьих, такие учреждения демократичны в большей степени, чем иные социальные институты, поскольку только они претворяют в жизнь принципы свободного образования, самостоятельного выбора, оказывая детям и их семьям услуги в такой форме, что весь период «обучения» каждого ребенка согласовывается с детской натурой, способностями, интересами, потребностями каждого из детей. В этой части ребенок себя создает, развивает, совершенствует, показывает свою личность. Грамотное сочетание видов организации досуга с разными видами образования сокращает области девиантного поведения, решает проблемы занятости детей.

Таким образом культурно-досуговые учреждения, являясь одним из немногих механизмов, способствующих развитию ценностно-смысловых ориентаций инвалидов, играют важную роль в системе социальной политики и социальной адаптации людей с ОВЗ.

Список литературы

Айталина Н. Б. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены // Инвалиды и общество. №14 (22) – 2015. С. 119-120.

Официальный сайт «Всемирная организация здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ ( дата обращения: 22.12.2021).

Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. – Москва: МГУКИ, 2014. – С. 26-27.

Сенина А. В. Социализация инвалидов трудоспособного возраста в условиях ЦСРИДИ // Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник. Вып. 17. – 2019. С. 120-121.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей. Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ценностно-смысловых ориентаций детей-инвалидов по зрению в условиях культурно-досугового учреждения
Опубликовано: 18 января 2022 в 14:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД