Воронова Анастасия
Развитее социально-коммуникативных навыков в двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитее социально-коммуникативных навыков в двигательной активности.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность, полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека.
Публикация «Развитее социально-коммуникативных навыков в двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечают запросам и впечатлениям ребенка.
Включение дошкольников в систему социальных отношений посредствам двигательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из главных решений задач по формированию установок на сохранение и укрепление здоровья (состояние полного физического, душевного и социального благополучия).
Задачи развития детей :
• Усвоение элементарных норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• Формирование способностей к организации собственной деятельности, становлению самостоятельности, целенаправленности;
• Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживание;
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие творческих способностей;
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
• Формирование установок на сохранение и укрепление здоровья.
Дошкольный возраст – это начало взаимоотношений.
Двигательная деятельность обладает огромным потенциалом в решении этого вопроса.
Работа по формированию социально-коммуникативных навыков посредством двигательной деятельности строится поэтапно.
Первый начальный этап:
На начальном этапе необходимо, прежде всего, создать благоприятную и доверительную атмосферу, наладит контакт межу детьми и взрослыми «мостиком» для доверительных отношений с дошкольниками на этом этапе является использование мяча в выполнении игровых упражнений, внедрение несложных игр с мячем.
Подвижные игры с мячом малой и средней подвижности, игры приветствия, игры забавы, хороводные игры, игры на развитие мелкой моторики, игры с прикосновениями, поглаживаниями.
Например:
• «Комплимент» (передача мяча с комплиментами,
• «Эй, дружок, повернись, передай и улыбнись!»,
• «Мы идем, идем, идем!»,
• «Ниточка и иголочка»,
• «Мышки – шалунишки!» (выбрасывание мячей из корзинок).
Второй установочный этап:
1. Развитие навыков вербального общения это:
• Свободная коммуникация: общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора или обмена информацией;
• Выполнение заданий по словесному описанию, командам, инструкциям;
• Выполнение физкультурных упражнений и игр с мячом с использованием речитативов и считалочек. Например: «Я знаю пять имен», «Мой веселый звонкий мяч!».
• Выполнение образных упражнений с мячом в которых взрослому необходимо дать лишь только правильно словесное описание образа. Например: «Рыбка», «Футболист», «Подъемный кран», «Попрыгунчик».
2. Развитие навыков элементарного невербального общения это:
• Организация и выполнение упражнений по свистку, жестам, хлопкам, музыке;
• Введение элементарных судейских жестов в играх с элементами баскетбола, футбола, тенниса (аут, пробежка, показ карточек за нарушение);
• Традиционные выражения приветствий (речитативы, выражение благодарности и уважения участникам за состоявшуюся игру (аплодисменты, рукопожатия);
• Выполнение заданий по рисункам и карточкам.
3. Формирование осознанности причастия к определенной гендерной принадлежности:
• На этом этапе используются дифференцированные физкультурные упражнения ( например: или на развитие силы у мальчиков, или на развитие красоты движений у девочек средствами художественной гимнастики,
• Учет игр, ролей, персонажей, поручений для девочек и мальчиков, в которых формируются начальные эстетические представления об отношениях между полами.
4. Формирование более доверительных контактов и дружеских взаимоотношений между детьми-партнерами и детьми и взрослыми.
Двигательные действия надо суметь выполнить слажено, контактируя друг с другом.
Например: «Качели», «Насос», «Ты –мне, я –тебе», «Переноска мяча в парах, касаясь лбом, грудью, спиной», «Ловушки». Элементы бадминтона с воздушными шарами, тенниса и других спортивных игр с мячом.
Третий завершающий этап:
На завершающем этапе еще шире раскрывается возможность двигательной деятельности в развитии коммуникативной компетентности обусловленной личностными и возрастными особенностям, что дает возможность, как можно лучше социализировать ребенка и подготовить его к школе.
Происходит закрепление и совершенствование умений и навыков детей договариваться друг с другом и со взрослыми (выполнение заданий по элементарной страховке, работа в парах, тройках, небольших группах, в команде, участие в соревнованиях, деловое сотрудничество при подготовке и уборке инвентаря).
Дошкольники учатся самостоятельно принимать решения, брать инициативу на себя, особенно при участии в командных играх («мяч капитану», «Удочка», «Перестрелка», игры с элементами спорта, играх-эстафетах).
На этом этапе двигательной подготовки взрослому просто необходимо поддержать развитие инициативности вообще и в частности развитие инициативности в творческой активности детей, развитие умения проявлять лидерские качества, умения самостоятельно применять уже полученные навыки в двигательных действиях.
Необходимость введения на завещающем этапе четких правил в играх и требование их неукоснительного исполнения позволяет воспитывать волевые и нравственные качества у дошкольников.
Правильная инструкция побуждает к взаимопомощи и к заботливому отношению друг к другу. Например, «Ты на мяч не наступай и без дела не бросай, аккуратненько играй!», «вы друг друга уважайте, выполнять движения друзьям не мешайте!», «Лучше остановиться, чем разбиться!", «Кто с мячом упал, тот быстро встал!», «Другу ты не мешай, его люби и уважай!», «Партнеру ты помогай, упражнения объясняй, но не балуйся!».
Игровые занятия и упражнения при обучении дошкольников общению должны быть направлены на формирование у детей практических навыков в сфере межличностного действия. А именно: умение входить в контакт, слушать и слышать партнера по общению, а также согласовать свои действия с действиями детей, эффективно использовать вербальные и невербальные обращения в сложно-координированных играх.
Каждый ребенок уникален, индивидуален, неповторим. Способы взаимодействия с ним могут быть универсальными. Главное, чтобы ко времени перехода из дошкольного отделения в школу ребенок был социализирован : научился адекватно воспринимать окружающую действительность, выстраивать систему отношений и общения с окружающими, свободно адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно использовать полученные умения и навыки, проявлять свои индивидуальные и гендерные особенности, придерживаться здорового образа жизни.
Взаимодействие и общения со взрослыми сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющем развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.