Татьяна Чернцова
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами «Божья коровка» (средняя группа)
Наблюдение 1.
«Где можно найти божью коровку»
Форма работы: обследование территории участка.
Цель: формировать у детей внимательное отношение к окружающему миру;
уточнить их представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах);
воспитывать интерес к природным явлениям.
Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами „Божья коровка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Прогулки, наблюдения
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель, собрав детей, предлагает им поискать жучка. Описывает его внешность, говорит название и просит ребят внимательно ocмoтpeть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.
В завершение наблюдения воспитатель спрашивает:
«На каких мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку?
Почему жучки вылезли на солнце?
Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?»
Сообща дети приходят к выводу: на зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю, а сейчас почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как, дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.
Наблюдение 2.
«Рассматриваем божью коровку».
Форма работы: Рассматривание через лупу.
Цель: познакомить детей со строением жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности.
Рассмотреть божью коровку вместе с детьми через лупу.
Кто ползет по ладошке? Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка на спинке, крапинки)
Какого цвета божья коровка? Какого цвета крапинки? Сколько их?
У божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности.
Наблюдение 3.
«Точки – что они означают»
Форма работы: Рассматривание жучка.
Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида божьей коровки;
воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки_
Черненькие точки. (Божья коровка)
– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли «солнышками». А имя божья коровка появилось позже.
Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло.
Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки? Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т. д. Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но есть и желтые, и коричневые божьи коровки.
Дети находят божьих коровок, рассматривают, считают точки, дают им имя. Делают вывод, какие божьи коровки чаще всего встречаются в наших краях.
Наблюдение 4.
«Как божья коровка передвигается?»
Форма работы: наблюдение.
Цель: уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.
Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы:
Какие крылышки у божьей коровки?
Почему она их прячет под надкрыльями?
Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?
Какие ножки у жучка? Сколько их?
Быстро ли он ползает? Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?
Вспомните стихи и песенки о ней.
Совместное исполнение песни
Божья коровка, черная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба!
Черного и белого, только не горелого.
- Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.
Наблюдение 5.
«Чем питается божья коровка?»
Форма работы: наблюдение.
Цель: рассказать детям о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.
Воспитатель может организовать наблюдение различными способами.
Например, предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки. Или предварительно находит растение, пораженное тлей, и сажает на него одного-двух жучков.
Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. В разговоре с детьми уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое, которое питается другими животными. Они поедают огромное количество тли, любят угоститься паутинными клещиками, личинками жуков - листоедов.
Наблюдение 6.
«Как божья коровка защищается от врагов?»
Форма работы: опытническая деятельность.
Цель: показать дошкольникам, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».
Воспитатель предлагает детям найти божью коровку.
Опытническая деятельность.
Чуть прикоснуться к ней травинкой. Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.)
Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое.
Затем предлагает им самим подумать и сказать, почему жучка легко найти и почему он яркой окраски. Окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.