Татьяна Бусахина
Разработка сценария образовательного маршрута «Экскурсии на Ясеневские пруды с детьми средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экскурсии : Сформировать интерес у детей с родителями к совместной прогулке на пруды.
Задачи экскурсии : Расширять и обогащать представления детей о жизни водоплавающих птиц; закреплять умение узнавать и называть водоплавающих птиц; формировать стремление вместе с родителями кормить водоплавающих птиц; воспитывать чувство радости от выполняемой работы.
Оборудование: Картинки для дидактической игры, письмо, план маршрута, хлеб, игрушка сова, карточки с изображением птиц, воздушные шарики, пузырёк с маслом, бутылочка с водой.
Темочки:
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии на пруд. Наблюдение за водоплавающими птицами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Предварительная работа: Определение маршрута движения, осмотр места для игр и наблюдений, инструктаж о безопасном поведении у водоёма.
Цель: Заинтересовать детей содержанием экскурсии и напомнить правила поведения возле воды.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, мимо нашего детского сада пролетала наша знакомая Тётушка Совунья и передала мне конверт. А в нём приглашение на экскурсию к прудам! Вот и маршрут нашей прогулки. Пойдёмте быстрее, а то она, наверное, нас заждалась. (Дети с родителями идут к пруду). Вскоре их встречает Тётушка Совунья.
Тё тушка Совунья: Ребята, помогите мне, пожалуйста, узнать, что за птицы плавают на пруду!
Воспитатель: Как мы можем помочь Тётушке Совунье?
Дети: Рассказать про птиц.
Воспитатель: Мы подошли с вами к пруду. Посмотрите вокруг, и расскажите, что вы видите? Сколько здесь прудов? Давайте вместе посчитаем. (3 пруда). А какой формы пруды? (Овальной).
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ ВОКРУГ. КТО-ТО ИЗ ДЕТЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖЕТ О ТОМ, ЧТО ОН ВИДИТ МНОГО УТОК, ПЛАВАЮЩИХ НА ПРУДУ.
Воспитатель: Утки, где плавают? В воде, поэтому их называют водоплавающие? Вы знаете, почему утки не тонут? (Ответы детей). Как вы думаете, почему утки не мокнут? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами проведём опыт, почему водоплавающие птицы не мокнут?
Посмотрите, я намажу свою ладошку подсолнечным маслом и полью на неё водой. Что же произошло? Как вода стекает с ладошки? (Ответы детей). Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с ладошки. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Они покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.
Теперь разберёмся, почему водоплавающие птицы не тонут? Всё потому, что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем. Я брошу воздушный шарик в воду. Посмотрите, шарик плавает, почему? Потому что в нём воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарик не тонет. Такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они-то и удерживают их на воде.
А что помогает водоплавающим птицам плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей). Лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
Воспитатель: А каких водоплавающих птиц вы ещё знаете? (Загадывание загадок).
Приезжайте в Антарктиду!
На родном материке
Я гуляю с важным видом
В черно-белом сюртуке. (Пингвин)
Плавать в речке ей не лень,
Нырять и крякать целый день:
- Ну, отдохни хотя б минутку!
Кто без воды не может?
(Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Вот так птица, какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(Лебедь)
ПОКАЗ КАРТИНОК: ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ, ПЕТУХ, УТКА. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ЛИШНИЙ?»
Игра «На птичьем дворе»
Наши уточки с утра
-Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
-Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно
-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Рано-рано поутру нам поет: ку-ка-ре-ку!
Дети изображают птичку, и подражают голосам птиц.
Воспитатель: Во время прогулок мы часто видим, как люди подкармливают птиц хлебом, и тем самым помогают птицам спасаться от голода, а если птицы сыты, то и холод им не страшен.
Сегодня мы с вами тоже будем кормить уток, и вы понаблюдаете за их поведением. Но сначала давайте с вами вспомним правила безопасного поведения у водоёма.
Воспитатель: Саша, Настя, Василиса, возьмите хлеб, покормите уток (все дети берут понемногу хлеба).
Воспитатель: Спокойно подойдите к стае уток, и, не делая резких движений, покрошите хлеб на берег.
Воспитатель: Понаблюдайте, как утки едят? С удовольствием (дети наблюдают за поведением птиц и делают выводы).
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам присоединился?
Дети: Голуби.
Воспитатель: Как вы определили, что это голуби? (Ответы детей, в которых содержится описание внешнего вида этих птиц).
Воспитатель: Как вы думаете, почему голуби тоже с радостью слетелись на наше угощение?
Дети: Голуби тоже голодают. И им нужна наша помощь.
Воспитатель: Как вы думаете, обязательно ли нам приходить на пруд, чтобы покормить голубей?
Дети: Нет, мы можем повесить кормушки для голубей на территории детского сада.
Воспитатель: Правильно, еще наши кормушки могут посетить другие птицы (снегири). Рассмотрите дома вместе с мамой в энциклопедии как выглядят эти птицы и прочитайте, чем они питаются, чтобы приготовить для них вкусное угощение.
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и угадывайте. Воспитатель держит картинки.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку. (Синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (Сорока)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее сибирь,
Как зовут ее?
(Снегирь)
-Кар-кар-кар! - Кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут?
(Ворона)
Воспитатель: Ребята, давайте разомнём с вами наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Утята».
(поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
Воспитатель: Как вы думаете, рады утки и голуби нашему приходу или нет?
Дети: Да, очень рады!
Воспитатель: Почему они рады?
Дети: Потому, что мы принесли им еду, и им стало тепло.
Воспитатель: Правильно! Наша экскурсия подошла к концу! Что бы вы хотели пожелать нашим водоплавающим друзьям на прощанье? (Дети высказывают пожелания уткам и голубям на прощанье).
Тётушка Совунья благодарит детей за подробный рассказ о водоплавающих птицах.
Возвращение в детский сад.
После экскурсии можно предложить детям сделать коллективную работу «Утки на пруду» и провести конкурс «Каждой пичужке – наша кормушка».
Выполнили:
Бусахина Татьяна Николаевна, город Москва, воспитатель ГБОУ Лицей 1561;
Коняева Татьяна Юрьевна, город Москва, воспитатель ГБОУ Лицей 1561.