Елена Лебедь
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО…)
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление
Как показывает мой опыт работы в дошкольном учреждении, именно эта форма работы с родителями связана с определенными трудностями.
«В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта». (Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006, с. 3).
Публикация «Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС до …)» размещена в разделах
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: …
5) «сотрудничества Организации с семьей» (п. 1.4,стр. 3).
П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.
Одной из которых является:
… «9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей (в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,
стр. 3.
В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:
… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития», стр. 4.
«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
(Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006, с. 3).
В связи с модернизацией такой формы работы с родителями как родительские собрания, в настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы их проведения : спортивные праздники, КВН, вечера досугов, собрания с использованием медийных средств: слайд шоу, видеофильм и др.
Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.
В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Максимальная продолжительность – 1-1,5 ч (60 мин. с родителями, 20 мин. с участием детей).
Проведение собрания требует тщательной подготовки, своего рода «сценария». Помощь в подготовке и проведении может оказать родительский комитет группы и отдельные активные родители.
Как правило, родительское собрание состоит из 2-х частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации для родителей по интересующим их вопросам.
Основным методом собрания должен стать диалог.
В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:
- лекция;
- дискуссия;
- исследование;
- социально-педагогический тренинг;
- психологические игры;
- диагностика и т. д.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Выбор темы собрания.
Определение целей родительского собрания.
Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по теме.
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
Проведение микроисследования в обществе детей и родителей.
Приглашение родителей и других участников собрания (руководителя, старшего воспитателя, врача, медсестры, учителя-логопеда, психолога и др.)
Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания, совместной
деятельности родителей и детей (если требуется).
Запись ответов детей по теме собрания.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
Разработка сценария собрания.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Организационное;
Ознакомительное (с аналитическими материалами из жизни Учреждения и группы);
Собрание по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
Совместное с воспитанниками и родителями;
Тематическое;
Собрание-диспут;
Собрание в форме семинара-практикума;
Отчетное (итоговое);
Информационно-просветительское;
Вечер вопросов и ответов;
В форме устного журнала;
Ток-шоу и др.
Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если один из вопросов останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации. Специально следует дать время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку, что он главный воспитатель.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАЗРАБОТКИ
родительского собрания :
- четко прописан целевой компонент;
- продуманы способы мотивации участников (детей, родителей, педагогов) на предстоящую деятельность;
- предусмотрен этап целеполагания, участниками поставлена (принята) индивидуальная цель, направляющая их активность к достижению результата;
- представлены средства решения поставленных целей;
- определены способы работы педагога с детьми в логике управления их деятельностью по достижению результата;
- указаны способы подведения итога и рефлексии образовательных достижений участников.
Основная часть
Значение семинаров и семинаров-практикумов в работе с родителями также важно, как и в работе с педагогами дошкольного учреждения.
Семинар может быть постоянно действующим и временным.
Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют воспитатели, специалисты (педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра и др., а также сотрудники детского сада. На семинаре происходит обсуждение вопросов, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.
К семинару-практикуму возможно проведение анкетирования родителей по теме семинара-практикума, заранее предлагаются вопросы для дальнейшего обсуждения во время семинара, а также выполнение какого-либо домашнего задания (изготовление поделок, приготовление каких-то блюд и др.).
«В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии для выработки единой позиции по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.
Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы». (Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005, с. 63).
В ФГОС ДО в главе «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» указывается в «п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы (дошкольного образования) должны быть обеспечены следующие психоло-педагогические условия:
… 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность», стр. 9.
В «п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
…5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи», стр. 9-10.
«Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы. К проведению его привлекаются разные специалисты. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет». (Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005, с. 63).
При разработке плана-конспекта проведения семинара-практикума важно определить и продумать цели и задачи, которые должны быть решены в процессе работы семинара.
Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Нужно активизировать родителей, они не должны быть только пассивными слушателями, воспринимающими предложенную информацию. К методам активизации родителей относятся :
- примеры;
- вопросы к слушателям;
- ситуации для анализа.
По итогам семинара можно оформить выставку работ.
Важный вопрос – место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музыкальный или спортивный залы, выставочный зал, сквер и т. д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.
Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться.
С осени 2012-2013 учебного года в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 начала свою работу «Родительская гостиная». К настоящему времени проведено уже три общих родительских собрания, которые проводились в форме семинаров-практикумов. Со следующего 2014-2015 учебного года работа будет продолжена. В мае 2014 года был составлен План-график работы «Родительской гостиной», уже традиционно родительское собрание в форме семинара-практикума будет проводиться в октябре (24 октября 2014 г.). См. Приложение: Родительское собрание в форме семинара-практикума : «Вкусные истории».